Материалы

ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД

СВОБОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

КНИГИ



1000252634Карл Роджерс. Взгляд на психотерапию. Становление человека.

В одном из своих самых значительных трудов выдающийся психолог, психотерапевт, мыслитель Карл Роджерс описывает свой уникальный и богатейший опыт помощи людям в поиске их пути к развитию и личностному росту через понимание собственных возможностей и ограничений. Для учащихся психологических, педагогических, психиатрических факультетов, профессиональных психологов, педагогов, воспитателей и всех, кто по роду своих занятий сталкиваются с человеческими проблемами, а также широкого круга читателей, интересующихся вопросами развития и самосовершенствования.

Отзывы

«Мне текст показался удивительно легким, доступным и чрезвычайно актуальным…………
Один только этот отрывок чего стоит!!!
«…….Для чего же тогда жить, если мы не собираемся ничего делать с людьми? Для чего жизнь, если мы не собираемся формировать людей согласно нашим идеалам? Для чего жизнь, если мы не собираемся учить их тому, чему, как нам кажется, они должны учиться? Для чего же дана жизнь, если мы не собираемся заставлять их чувствовать и думать то же, что чувствуем и думаем мы? Как может кто-то стоять на такой пассивной позиции, вроде той, о которой я сейчас говорю? Я уверен, что такие мысли, должно быть, возникнут у многих как реакция на мои слова. Однако парадокс моего опыта заключается в том, что чем более я хочу быть самим собой в нашей сложной жизни, чем более я хочу понимать и принимать реалии моего опыта и опыта других людей, тем больше изменяюсь и я, и другие. Это очень парадоксально: в той степени, в которой каждый из нас хочет быть самим собой, он обнаруживает, что изменяется не только он, изменяются и другие люди, с которыми он связан…..»
Карл Роджерс — велик!!!
Я в восторге!!!!!!!!»

«Карл Роджерс является одним тех, кто проникнут оптимизмом и верой в человека. Он видит человека способным для огромного личностного роста и творчества, способным выстраивать отношения, основанные на любви и взаимопонимании, способным быть целостным и открытым к другим людям».

«Это книга, которую я купил в качестве подарка для близких друзей, навсегда изменила меня. Если вы рассматривает литературу о гуманистической психологии или Карле Роджерсе, это книга с которой можно начать! Легко читать, красиво написано, и невероятно проницательно».

«Эта книга для меня прояснила, как вести себя в отношениях, так, чтобы каждая из сторон была удовлетворена. Недавно мой друг оказался в очень сложной ситуации, и знания которые я получил от прочтения этой книги, позволили мне помочь ему найти альтернативное решение его проблемы. Книга является руководством для людей, которые хотят стать хозяевами своей жизни».



1004847856Карл Роджерс. Фрейберг Дж. Свобода учиться.

Книга классика психологии XX века Карла Роджерса, написанная в соавторстве с Джеромом Фрейбергом, посвящена новой идеологии и политике образования, основанной на гуманистическом человекоцентрированном психологическом подходе Роджерса. В книге представлен большой фактический материал, демонстрирующий реальные преимущества человекоцентрированного обучения и воспитания на различных ступенях современной системы образования. Книга содержит сведения о конкретных путях и средствах перестройки личности учителя и его взаимоотношений с учащимися, а также общетеоретические главы, посвященные таким центральным аспектам психологической теории Роджерса как свобода, ценности и полноценно функционирующий человек.

Отзывы

«Карл Роджерс описывает, как преподаватели, школьники и студенты применили человекоцентрированный подход в образовании. Не-директивный подход создаёт среду, в которой люди могут быть творческими, могут учиться с удовольствием и радостью. На мой взгляд, это одна из самых важных книг образования 20-го века».

«Я был очень впечатлен честностью и жесткостью вопросов, которые Роджерс ставит об образовании.
В книге, сравнивается экспериментальный (самоуправляемый) формат обучения с бессмысленным механистическим типом обучения, где нет личного отношения к ученикам.
В ней говориться о возможность учителя быть настоящим в отношениях со школьниками, уметь слышать и принимать истинные их потребности. Учитель, говорит Роджерс, «выступает для своих учащихся человеком, а не безликим воплощением школьных требований или стерильной трубой, по которой знание перетекает от одного поколения к другому.»
Он резюмирует свои чувства о человеко-центрированном подходе в образование так:
«Если мы хотим иметь граждан, способных конструктивно существовать в калейдоскопе меняющегося мира, мы должны освободить наших детей, позволить им стать самостоятельными учениками. Наконец, я хотел показать, что такой тип учащегося развивается лучше всего в способствующих росту, фасилитирующих отношениях с человеком».



summerhillАлександр Нилл. Саммерхилл — Воспитание Свободой.

Выдающийся английский педагог XX в. Александр Сазерленд Нилл на страницах этой книги говорит со взрослыми — педагогами, родителями, вообще всеми, кто имеет дело с детьми, — о том, как и почему наши дети становятся «трудными» и несчастными, и о том, что мы, взрослые, обязаны сделать, чтобы этого не происходило.

Книга будет особенно полезна будущим родителям и будущим педагогам — она может помочь им избежать многих трагических ошибок.

Отзывы

«Каждый любящий родитель откроет эту книгу как базу драгоценных знаний о детях и их развитии. Эта книга вдохновила меня на создание школы-аналога в Украине. Многие родители даже не приступают к чтению, так как одно название их уже отпугивает. Просто путают свободу и вседозволенность. А ведь именно свобода делает нас здоровыми, счастливыми, а детям помогает приобрести уверенность и найти себя еще в раннем возрасте. Читайте и растите над собой вместе со своими детьми.»

«Из всего, что мною прочитано за 4 года материнства (без ложной скромности прочитано не мало)эта книга, пожалуй, лучшее. Не смотря на то, что школа начала свое существование без малого 100 лет назад, до сих пор она на 10 шагов вперед от самых, якобы, прогрессивных современных школ. Жаль, что в России аналогов все еще нет. :(«

«Книга произвела очень сильное впечатление причем в таких областях жизни в которых этого и не ожидалось. Автор посвятил свою жизнь проведению эксперимента, что будет с детьми если их не воспитывать, не учить жить, не заставлять, не ломать, не подстраивать. Что будет если их любить и уважать как личностей уже с момента рождения. Получилось что будут здоровые во всех отношения люди. Полноценные не задавленные и не боящиеся всего и всех. Со здоровым отношением к труду к сексу к учебе. Родители ведь всегда чего-то боятся, боятся, что если не заставлять умываться ребенок будет грязнулей, разрешать заниматься мастурбацией, вырастет умственно неполноценным или сексуально озабоченным. Ну и так далее. Эксперимент Нила показал , что мы искореняем в ребенке собственные страхи и недостатки. А ребенок лишенный «радости» воспитания» становится саморегулирующимся, ведь живет же он не изолированно от людей, и социальная адаптация происходит максимально мягко без ужасных травм, которые потом сказываются на человеке всю жизнь. Очень интересны наблюдения Нила за детьми которые растут свободно, и сами выбирают себе занятия. Малыши оказывается с удовольствием помогают взрослым до какого-то возраста потом у них этот интерес пропадает к общественно полезному труду, это совсем не значит что человек вырастет лентяем, просто в этот период происходят в ребенке другие очень важные для его развития процессы. Подобных открытий в книге масса».

«Книга произвела на меня эффект разорвавшейся бомбы. Теперь ищем золотую середину между вседозволенностью и свободой ребенка. Советую прочитать ее всем родителям, которые хотят понять глубже своих детей и их » неправильные поступки». Книга помогает понять как и почему дети становятся «трудными» и несчастными, и о том, что надо делать взрослым, чтобы этого не происходило. Очень хотелось бы увидеть переиздание этой редкой книги.»

«Уникальная книга! советую всем родителям. чем больше мы будем уважать и любить наших детей, тем более успешными и уравновешенными они вырастут! У автора книги был несомненный педагогический талант, а мы- мы просто родители, мы не идеальны и не все мы очень способные воспитатели, но давайте больше свободы, уважения и любви детям, не забывая о том, что свобода и избалованность- это не синонимы. Свобода дает уверенность ребенку. Избалованность его развращает.»

«Прочитали с женой на одном дыхании. Понравилось однозначно. Наверняка не всем этот опыт подойдет, но опыт действительно уникальный.»



1007583899Карл Роджерс. О групповой психотерапии.

…Все написанное мною за последнее время очень личное. И эта книга не исключение. Отнюдь, в ней автор не вдается в размышления и предположения о будущем групповой психотерапии. Здесь просто обобщен мой жизненный опыт. И еще: в книге содержится мое восприятие одного из удивительных достижений современности: интенсивной групповой психотерапии. Надеюсь, что смогу помочь вам понять сущность групповой психотерапии и то, что в ней заложено.

Отзывы

«Великая книга, в которой исследуется процесс развития и влияния группы встреч на человека и общество в целом. Это должно быть интересно для всех, кто желает понять, что такое группа встреч, как она развивается, и как воздействует на людей».

«Книга основана на опыте Карла Роджерса в исследовании групповой терапии. Легко читать, и много, что можно почерпнуть из неё».



284495Карл Роджерс. Брак и его альтернативы. Позитивная психология семейных отношений.

В этой замечательной книге Карл Роджерс исследует внутреннюю реальность самых фундаментальных отношений — отношений между мужчиной и женщиной. Автор, имеющий богатейший опыт психотерапевтической работы вообще и общения с семейными парами в частности, делится с читателями своими прогрессивными взглядами на проблемы супружеских отношений.

Главный вывод его рассуждений в том, что современный брак — это не обязанность и не проклятие, не принесение себя в жертву и не реализация чьих-то надежд и ожиданий. Брак — одна из разновидностей человеческих отношений, в которых человек может и должен быть счастлив. Как достигается гармония семейных отношений, каковы возможности и перспективы этих взаимоотношений, в чем заключаются проблемы и ограничения и каковы пути их преодоления — эти и многие другие самые злободневные вопросы непредвзято и некритично рассматриваются в данной работе.

Пусть читателя не пугает тот факт, что автор рассматривает среди прочего проблемы, казалось бы, нашему обществу не свойственные. В этом отношении важно не столько то, в чем именно заключаются проблемы, сколько то, как они возникают, что приводит к неудачам в построении отношений и как выработать адекватное к ним отношение.

Для широкого круга читателей. Карл Роджерс о своей книге

Отзывы

«Купила и рада, познавательная Книга, познаешь многое про взаимоотношения мужчин и женщин, решения проблем. Узнала об этом авторе от Хорхе Букая, приобрела, читается быстро, живо и интересно».

«Изумительная книга, живая и мудрая. Редкий «учебник по счастью», в котором нет конкретных советов, алгоритмов и готовых решений.
Автор не пытается убедить, что он знает, как жить правильно. Он просто рассказывает историю своих отношений, берет интервью с другими парами, которые ему кажутся счастливыми, расспрашивает их, с какими кризисами им пришлось столкнуться и как их преодолеть. Их и свой опыт он пытается анализировать, пытается извлечь из него уроки, но выводы свои не навязывает, больше стараясь обратить внимание на некие обнаруженные им закономерности, нежели создать четкие готовые к универсальному потреблению рецепты.
Читателю дается огромное пространство, чтобы размышлять и делать выводы самому.
Также книга дополнятся данными о современных трендах в семейных отношениях и размышлениями об этом автора, опять же ни дидактичными и ни навязчивыми.
Читается легко и увлекательно. Заставляет невольно извлекать уроки из собственного опыта строительства отношений».

«Книга из серии гуманистической психологии, но написана доступным языком (предисловие можно пропустить). Описываются не только отношения в браке, но рассматриваются отношения в парах. В описании каждой истории описываются проблемы пары и каждого в этой паре, а далее опытным терапевтом отмечается то, где бы они могли найти взаимопонимание. Это маленькая книга, на 106 страничек содержит в себе множество жизней, в которых люди учились и искали себя, и пожалуй, ищут до сих пор. Может быть, где-то вы найдете себя.
Мне показалась немного пугающей глава о коммунах, а в целом очень вдохновило.
И странно, что у нее нет большой известности»


 

1002084824Байярд Роберт и Джин. Ваш беспокойный подросток.

Джин и Боб Байярды работают вместе уже почти полвека. Будучи психологами, они занимаются совместной клинической практикой в Калифорнии. Вырастили пятерых детей; когда их младшему ребенку исполнилось восемнадцать лет, у них был тридцатидвухлетний непрерывный стаж воспитания детей. К этому времени на своем личном опыте они пережили большинство тех проблем, которые обсуждаются в этой книге. Джин, психотерапевт, специализируется в том, чтобы помогать женщинам полностью реализовывать их потенциал. Она также пишет книги, серьезно занимается философией, участвует в экологическом движении Гринпис и поддерживает всякую искреннюю озабоченность о людях и окружающем их мире. Боб, физик по образованию, руководил в свое время исследовательскими и конструкторскими работами в области техники. В качестве эксперта ООН по техническому содействию работал год в Таиланде. В 1975 году, в возрасте пятидесяти пяти лет, он получил свою вторую степень доктора наук, на этот раз по психологии, и с того времени работает психотерапевтом, специализируясь на проблемах семей и супружеских пар.



СТАТЬИ О ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИРОВАННОМ ПОДХОДЕ

  • Несколько гипотез, касающихся помощи в росте личности из книги Карла Роджерса «Взгляд на психотерапию. Становление человека». «…Изменения, которые произошли во мне, коротко говоря, выражаются в том, что в начале моей профессиональной деятельности я задавал себе вопрос: «Как я смогу вылечить или изменить этого человека?» Теперь я бы перефразировал этот вопрос так: «Как создать отношения, которые этот человек может использовать для своего собственного личностного развития?»
  • Безусловное принятие. «… Подход Роджерса к терапии, который называется безусловное принятие, — показался мне тогда достойным одного лишь презрения — это выглядело как снижением стандартов. А, вместе с тем, ходили слухи, что результаты его терапевтических сессий были почти чудесными…»
  • Самопринятие из книги Карла Роджерса «Взгляд на психотерапию. Становление человека».  «…Я нахожу, что добиваюсь большего успеха в отношениях с другими людьми, когда я могу воспринимать себя и быть самим собой, принимая себя таким, каков я есть…»
  • Как понять женщину? «…Когда я спрашивала мужчин об их трудностях в отношениях с женщинами для одного своего проекта, один из моих собеседников сказал: «Женщины сами не знают, чего хотят».
  • Я – МЫ. «…Человек и общество, индивидуализм и общинность, частная жизнь и жизнь в коллективе. Человечество в различные исторические периоды по-разному отвечало на вопросы: «Как должно быть устроено человеческое сообщество?», «Что приоритетно: частная инициатива или потребности общества?»
  • О работе К.Роджерса в СССР в 1986 году. «…Темы семинаров были предложены и Институтом общей и педагогической психологии, директором которого является д-р Матюшкин, и нами. Акцент в этих темах был сделан на гуманистическом образовании, индивидуализированном обучении и методах стимулирования креативности. Мы с трудом могли поверить, что эти две последние темы были интересны советским официальным лицам, но именно так обстояло дело…»


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ. ПРИМЕНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА

  • Дневник мамы 1999-2003 гг. Клара Гальетова описывает, как она применяла человекоцентрированный подход на примере ситуации из жизни со своими детьми.
  • Мой первый осознанный опыт позволения. «…Мой первый в жизни осознанный опыт «позволения», он был настолько важным и новым для меня, что я помню мысли и эмоции ему предшествовавшие и обстоятельства к нему приведшие…»
  • Драка в 4-м классе. «…Пришли сегодня со Славной в школу на встречу с учителем. При нас в классе на перемене сцепились двое мальчиков, повалились на пол и, как могут, стараются сделать друг другу больно…»
  • О волшебной силе искренних слов. «…Меня всегда волновало, что делать, если видишь, как растёт мусорная куча в лесу, куда дачники, озабоченные лишь чистотой и урожайностью собственных участков, складируют всё что ни попадя; что делать, если молодёжь, насладившись чистым воздухом, выпив и съев принесённое, мусорит тут же, у родника; что делать, наконец, с бесконечными окурками в подъезде(?!)…»
  • Случай в парке. «…Как-то я гуляла по парку. Села на скамеечку, пишу. Вдруг слышу голос с соседней скамейки:
    – Девушка, если вам скучно, можете задавать мне вопросы. Я отвечу!
    Улыбнулась. Через некоторое время во мне возник вопрос:
    – Когда наступит рай на Земле?…»
  • Про честность. «…Недавно поняла, какое сильное впечатление на меня производит честность. Честность не в смысле фактов, содержания, хронологии, в общем, объективной реальности. А та, которая про себя честность. Роджерс назвал ее когда-то конгруэнтностью и я не уверена, что понимаю, что именно он вкладывал в это слово, но я понимаю, что вкладываю я…»
  • О Летнем человеко-центрированном лагере 2013Рассказ Клары Гальетовой (инициатора и одного из организаторов Лагеря).
  • Summer Person-centered Camp 2013The story by Klara Galyetova (the initiator and one of the organizers)


СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. СТАТЬИ



ОБРАЗОВАНИЕ

  • Отчёт о работе Группы Свободной Игры за 2015-16 год Группа Свободной Игры – это пространство для детей дошкольного возраста, в котором взрослые-фасилитаторы (в переводе с англ. «facilitate» — облегчать, помогать) создают условия, позволяющие детям самим решать, чем заниматься, с кем и сколько времени, принимать себя и свободно выражать свои чувства и потребности, понимать других и договариваться с ними.
  • Опыт свободного учения, описанный учеником Карла Роджерса. «Интересуясь проблемами образования, я принял участие в обучении, где использовался такой необыкновенный особый метод, что я чувствую себя обязанным рассказать о нем. Он, мне кажется, настолько отличается от обычного общепринятого метода обучения, настолько разрушает его основы, что обязательно должен быть известен более широко. …я не поверил бы, что он возможен, если бы не испытал его на себе. Я надеюсь, что смогу так описать метод, чтобы дать вам некоторое представление о чувствах, эмоциях, теплоте и энтузиазме, которые он вызвал».
  • Отчет о работе в детском саду педагога-экспериментатора. «…начиная свой эксперимент, задачу его первого этапа я определила следующим образом: проверка эффективности методов и средств гуманистической психотерапии в педагогической работе в младшей группе детей (10-12 человек) в российском детском саду…»
  • Свободное учение … ДОМА! «…Во 2-м классе после вынужденного перехода в другую школу (по причине закрытия той, в которой училась в 1-м классе), наша дочка Славна начала часто болеть бронхитом. В 3-м классе ее одолевали частые боли в желудке. Чаще всего перед тем, как нужно было идти в школу. Мы приняли решение уйти из школы на семейное обучение…»
Сайт размещается на хостинге Спринтхост