Свободное учение … ДОМА!

Немного предыстории

Во 2-м классе после вынужденного перехода в другую школу (по причине закрытия той, в которой училась в 1-м классе), наша дочка Славна начала часто болеть бронхитом. В 3-м классе ее одолевали частые боли в желудке. Чаще всего перед тем, как нужно было идти в школу. Мы приняли решение уйти из школы на семейное обучение.
Сначала двигались по школьной программе – Славна делала подряд то, что в учебниках дается. А раз в месяц ездила к учителю для контроля и в конце четверти писала контрольные работы. Но это было почти то же самое, что и в школе. Так заниматься скучно и ребенку, и взрослому.

Наши цели

В этом учебном году мы решили сделать учение более свободным.
Во-первых, чтобы учение приносило радость ребенку и поддерживало желание учиться.
Во-вторых, мы хотим убедиться в том, что Свободное учение приносит результаты не хуже, чем традиционное (в отношении знаний и умений).
В-третьих, мы поставили задачу – понять, отладить и описать процесс Свободного учения для организации в дальнейшем Центра Свободного Учения для других детей:
— кто участвует в этом процессе
— какие действия, и в какой последовательности совершают участники
— какие ресурсы нужны для обеспечения процесса Свободного учения.

На первом этапе эксперимента, еще в августе, мы решили попробовать пойти чисто от Славны, ее интересов. Этот опыт описан в Приложении № 1 («Что было в августе»).

После визита к учительнице в сентябре, поняли, что мы можем быть свободны только в построении процесса учения. А осваивать нам нужно содержание программы каждой четверти 4-го класса, так как надо быть готовыми к написанию четвертных контрольных работ.
Мы решили, что это уже немало. Ведь в школе ребенок никак не влияет ни на содержание, ни на процесс учения.

Для начала взялись за основные предметы начальной школы: математика, русский, литература, окружающий мир, английский. Позже хотим присоединить остальные: чувашский язык, рисование, труд, физкультура и ритмика. Музыкой Славна занимается в духовом оркестре.

Результаты детские

Первые результаты уже чувствуются.
Прежде всего, у Славны действительно усилился интерес к учению, и она часто испытывает радость от процесса познания и овладения умениями. Подробнее о ее отношении можно прочесть в Приложении № 2 («Как я учусь») и Приложении № 3 («Диалоги со Славной») .

Материал четверти изучить мы успели. Многие вопросы — глубже, чем это бывает в школе, потому что Славна почти до всего доходила сама, размышляя, пробуя, сопоставляя. Она часто восклицала: «Разве в школе я бы это поняла!». Контрольные четвертные написала на 4 и 5. В отслеживании результатов учения хочется продвинуться. Критерий – оценки за контрольные – кажется недостаточным. Хотим разработать способы самоконтроля.

Результаты эксперимента

И, наконец, о процессе Свободного учения. Конечно, за прошедшую четверть мы сильно продвинулись в понимании этого процесса по сравнению с тем, что было вначале. Но есть и то, что еще неясно. Основные выводы следующие:
1. В таком процессе большое значение имеет состояние фасилитатора (того взрослого, который способствует учению через создание определенной атмосферы) и его отношение к ученику. Важно, чтобы фасилитатор был в состоянии принятия.
(Как приходить в это состояние, что помогает в этом, что мешает, как возвращаться к нему после перехода к оценочному отношению – отдельная большая и важная тема).
2. Важно, чтобы как можно чаще взаимодействие фасилитатора и ученика происходило по инициативе последнего.
3. Фасилитатору не нужно находиться постоянно рядом с учеником, но желательно, чтобы он был занят делом, от которого легко отвлечься, когда обращается ученик.
4. Ученик обращается когда:
— хочет выразить радость;
— встречает затруднение;
— хочет, чтобы фасилитатор проверил правильность выполнения заданий;
— хочет спланировать дальнейшие занятия;
— ему важно поделиться своими чувствами и рассказать о том, как он занимался;
— читает произведение по литературе и предлагает обменяться чувствами и мыслями, которые оно вызвало в обоих;
— пересказывает тему.
5. Прежде чем отреагировать на обращение, фасилитатору необходимо прояснить с помощью активного слушания, что ученику действительно в данный момент нужно.
Иногда только этого бывает достаточно. «А-а-а, я понял» — говорит он и уходит.
6. Важно планировать и анализировать четверть, неделю, день. Но надо понять, как делать это эффективно. Во время планирования и анализа сначала необходимо активно послушать ученика, записать все его мысли, чтобы затем оформить и вернуть ему. После этого можно добавить свое.
7. Во время планирования можно узнавать, как себе представляет процесс учения ученик, фиксировать шаги, которые он называет. Во время анализа – смотреть какие шаги были сделаны, какие оставить, какие изменить. В Приложении № 4 — варианты режимов занятий и алгоритмов работы по предметам, полученные в конце 1-ой четверти (Посмотреть).
8. Сложно делать анализ, когда не были поставлены цели, и не был разработан план.
9. В качестве ресурсов важно иметь хорошие справочники, в которых четко и компактно изложен теоретический материал.
Удобно, когда упражнения сгруппированы по темам. В обычном учебнике они перемешаны: и по новой теме, и упражнения на повторение по разным темам. Приходится выискивать нужный тип упражнений для закрепления пройденной темы.


 Клара Гальетова

Статья опубликована в Вестнике независимого образования в Санкт-Петербурге 10 января 2008

Сайт размещается на хостинге Спринтхост