Отчёт о работе Группы Свободной Игры за 2015-16 год

156x300

Версию отчета в pdf файле  можно скачать здесь

ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА  «ГРУППА СВОБОДНОЙ ИГРЫ» в 2015/16 уч. году

Авторы – фасилитаторы Группы:
Клара Гальетова, Татьяна Степанова, Ольга Егорова

Содержание:
I. Что такое «Группа Свободной Игры»
II. Отчет за год:
1. Наши результаты.
2. Работа фасилитаторов.
3. Работа с родителями.
4. Этапы жизни Группы в течение года.
5. Распорядок дня.
6. Количество детей, возраст и гендерный состав Группы.
7. Помещение и материалы для свободной игры.
8. Итоги года.
III. Отзывы родителей.
IV. Перспективы.

ЧТО ТАКОЕ «ГРУППА СВОБОДНОЙ ИГРЫ»

Группа Свободной Игры – это пространство для детей дошкольного возраста, в котором взрослые-фасилитаторы (в переводе с англ. «facilitate» — облегчать, помогать, способствовать) создают условия, позволяющие детям:
— самим решать, чем заниматься, с кем и сколько времени;
— принимать себя и свободно выражать свои чувства и потребности;
— понимать других и договариваться с ними.
Эти условия создаются благодаря особому отношению фасилитаторов к детям: глубокой вере в силы ребенка, в его позитивное, творческое, созидающее начало, стремление во взаимодействии с детьми проявлять уважение, понимание, искренность.
Мы убеждены, что именно такого качества отношения — необходимое условие для раскрытия потенциала каждого ребенка, для развития его способности гармонично взаимодействовать с людьми.
Пространство Группы наполнено материалами для разнообразной деятельности детей.

ОТЧЁТ ЗА ГОД

Группа Свободной Игры в 2015/16 «учебном году» проработала с 25 августа 2015 по 2 июня 2016 года. Немногим больше 9 месяцев. За это время Группу посещало 18 детей.

Наши результаты

Для того чтобы проанализировать (увидеть, почувствовать) процессы, произошедшие в нашей Группе за данный период, имеет смысл разделить детей по степени участия в жизни Группы:

1. Дети, посещавшие Группу 8 — 9 месяцев стабильно (без перерывов).

В данной категории у нас трое детей: Матвей (6 лет), Саша (4 года) и Маша (5,5 лет)*.
* возраст детей, здесь и далее, указан на момент их появления в Группе.
У Саши и Матвея  ценности Группы, уважение и понимание правил Группы, словно стали частью их самих. Их присутствие в Группе существенно облегчает поиск решения, устраивающего всех ребят, позволяет легко и быстро разрешать конфликты. А мы, фасилитаторы, стали значимыми людьми в их жизни.
Важно отметить, что мальчики посещали Группу три раза в неделю или чаще, и за 9 месяцев в детях произошли важные личностные изменения.
Например, если раньше Матвей часто и подолгу злился, когда другие дети не поддерживали его идеи в игре, то к концу учебного года, ему стало легче подхватывать идеи других детей, сотрудничать с ними, получать от общего взаимодействия искреннюю радость. Бывает, он еще обижается, но реже, и что важно – гораздо легче «отходит».
В Саше в первые месяцы пребывания в Группе чувствовалась постоянное напряжение, говорил он резко, отрывисто, с усилием, четко следовал правилам, требовал и ожидал их выполнения от других участников Группы, как от детей, так и от фасилитаторов. За эти месяцы Саша стал более расслабленным, он получил опыт спокойного отстаивания своих интересов, стал позволять себе и другим большую свободу в проявлениях.
Маша приходила к нам всего 2 раза в неделю. За это время нам удалось создать живой контакт с ней. В девочке чувствуется неравнодушие к жизни Группы, доверие и теплое отношение к нам, фасилитаторам, достаточное уважение к правилам и границам Группы. Однако нам еще пока не удалось помочь Маше решить её личные трудности (обидчивость, неосознанная привычка выбирать проигрышную позицию в конфликтах интересов и т.п.).
Нами замечено, чем старше ребенок, тем дольше проходит процесс погружения в наш особенный стиль отношений; привитые в семье установки, шаблоны, стереотипы поведения часто являются препятствием для личностного роста ребенка. Мы считаем, что отношения, построенные на доверии, на уважении чувств, потребностей, желаний каждого, его границ (будь то ребенок или взрослый) – это и есть благоприятная почва для развития личности человека.

Вывод: в будущем учебном году мы хотим ввести новое правило в нашей Группе – минимальное посещение – 3 раза в неделю. Думаем, что данное правило особенно важно для детей старше 4-х лет.

2. Дети, посещавшие Группу 4 — 6 месяцев, без перерывов.

Это Катя, Марина, Кристина и Костя.
Девочки посещали Группу в разные месяцы неравномерно: 2, 3, 4 раза в неделю. Катя (4 года) с большим удовольствием ходила в Группу в течение полугода. За это время у нее сложились теплые, дружеские отношения с фасилитаторами. Пока нельзя сказать, что правила Группы, стиль отношений стали для Кати родными и естественными – ей непросто быть прямой, открытой, доверять участникам Группы (и взрослым, и детям), не включая свои защитные реакции. Иногда требуется немало времени, чтобы глубоко понять ребенка. Но каждый свободный, идущий от сердца поступок «доброй воли» Кати (а не потому, что здесь лучше так поступать), вселял надежду и радость, напоминал, как важно во всех проявлениях ребенка нам, взрослым, верить в него.
Марина (4,5 года), девочка, перегруженная спортивными секциями, кружками, в первые месяцы отличалась тем, что почти всегда копировала поведение старших девочек, не проявляла своего собственного отношения к разным ситуациям. Это тревожило. Раскрываться она стала к концу четвертого месяца своего посещения Группы: девочка стала решительнее проявлять себя, звонко смеялась, научилась отстаивать свои интересы, САМА инициировала игры. Мы связываем такие изменения не только с Группой, но и с решением родителей не посещать спортивную гимнастику, где Марина испытывала на себе высокое психологическое давление, обычное для спорта.
С Кристиной (6 лет) за 4 месяца мы не смогли наладить доверительные отношения. Что-то мешало девочке внутренне расслабиться и довериться нам. Она с удовольствием ходит в Группу, но близко к себе не подпускает. Нам кажется, что то, как ребенок проявляет себя в группе, во многом зависит от отношений внутри семьи. К Кристине, как младшей дочери, относятся с большой любовью и заботой родители и двое старших братьев, чутко улавливая желания и потребности девочки.
В нашей же Группе потребности каждого члена важны в равной степени. Поэтому приходится договариваться, учитывать интересы и чувства другого человека, искать варианты решения, устраивающие всех. Видимо, 4 месяца недостаточный срок для Кристины, и, надеемся, в следующем году мы продвинемся во взаимопонимании и доверии.
Костя (4 года) посещал Группу всего 2 раза в неделю в течение четырех месяцев. Это совсем немного, возможно, поэтому его успехи особенно радуют.
Поначалу мальчик жил, большей частью, в своем мире, населенном самыми разными динозаврами, трансформерами. Единственный способ, чтобы Костя услышал нас, был – подойти к нему, присесть на корточки, взять его руки в свои, посмотреть в глаза и спокойно, медленно говорить. Несбалансированность движений, неумение попросить о том, что ему нужно, неуверенность в своих способностях сделать что-то, капризность. Так было в первые два месяца.
В последние два месяца Костя сильно изменился – движения стали тверже, он стал активнее принимать участие в общих играх, его личные постройки из конструктора стали разнообразнее, сложнее, интереснее. Нас, фасилитаторов, он слышит, даже если говорящий находится в нескольких шагах от него. Слушает с неравнодушием, ему важно, что мы к нему обращаемся, мы стали гораздо ближе.

Выводы:
— одним из самых сильных помощников ребенку для освоения в нашей Группе является живой контакт с взрослыми. Задача фасилитатора — понять сложности, с которыми справляется ребенок в данный отрезок своей жизни, принимать ребенка во всех его проявлениях, доверять его внутренней позитивной природе (верить в него). Чем успешнее будут решены эти задачи, тем эффективнее пройдет
адаптация ребенка;
— каждому ребенку нужно время для вовлечения в нашу Группу (для кого-то больше, для кого-то меньше);
— исходя из нашего опыта, девочкам для этого требуется гораздо больше времени, чем мальчикам.

3. Дети, посещавшие  Группу 1-3 месяца

Это Егор, Лёша, Тимофей (2-3 месяца) и Виктор, Савва, Алиса, Ваня (один месяц или менее того).
Несмотря на короткий срок пребывания в Группе каждый из детей внес свой вклад в общий процесс жизни Группы. Алексей (4 года), Тимофей (6 лет), Ваня (4 года) появились в Группе только весной и были до конца учебного года.
Виктор (6 лет), Савва (4 года), Алиса (5 лет) ушли из Группы по семейным обстоятельствам. Есть надежда, что с осени они вновь к нам присоединятся.
Единственный случай, когда родители решили перестать водить ребенка в нашу Группу и стали водить в государственный сад – Егор (4 года). Причины, которые нам указали родители, были следующие: невозможность оплачивать целый месяц, небольшое количество детей в Группе и потребность в режиме дня, который предлагает государственный детский сад.

Выводы:
— при наборе детей важно предоставлять родителям наиболее полную информацию о правилах и особенностях нашей Группы, важно уточнять о наличии стабильной возможности в семье приводить ребенка утром в Группу и забирать днем, важно понять, каковы ожидания родителей от Группы и от нас, фасилитаторов (для исключения необоснованных ожиданий и возникновения дальнейших трудностей);
— важно, чтобы оба родителя были знакомы с особенностями нашей Группы и согласны с тем, что она подходит их ребенку.

4. Дети, посещавшие  Группу изредка или с большими перерывами.

Это Никита, Настя, Арина, Павел.
Никита (3,5 года) посещал Группу почти 9 месяцев, но с перерывами от 2-х недель до 2-х месяцев. Суммарное время его участия в жизни Группы составило около полугода. Никита достаточно хорошо знаком с правилами Группы, с удовольствием её посещает, обладает умением согласовывать свои потребности с потребностями другого человека. Однако отсутствие регулярного посещения Группы помешало Никите развить и укрепить в себе живую заботу о Группе, её участниках и происходящих в ней процессах. Следующий шаг, на который мы надеемся в будущем учебном году – Никита будет проявлять больше внимания к тому, насколько уютно и хорошо чувствуют себя и остальные участники Группы, как взрослые, так и дети.
Настя (3,5 года) из-за болезни (у девочки сильно выраженная аллергия) отсутствовала очень часто, и родители решили забрать ее из Группы.
Арина (3,5 года) и Паша (3,5 года) посещали Группу длительный срок, но очень редко, урывками. Этим детям было сложно расстаться со своими родными даже на несколько часов. Здесь желание родителей водить детей в Группу было сильнее готовности самих детей.

Выводы:
— после длительного перерыва даже «старенькие» дети требуют к себе особого внимания для освоения в Группе. Перерывы в месяц, а то и в 2 недели, часто возвращают ребенка в привычные стереотипы поведения;
— критерием возможности посещения Группы должна быть внутренняя потребность самого ребенка в общении с нами и с детьми нашей Группы. Другими словами: «Ребенок сам, без подбадриваний и усилий со стороны родителей, хочет приходить в Группу»;
— результаты от редких, нерегулярных посещений малы, да и те быстро исчезают, не имея возможности подпитываться в атмосфере отношений, существующих в нашей Группе.

Работа фасилитаторов

В первые пять месяцев в Группе попеременно работали два фасилитатора, с февраля мы работали уже втроем – также по очереди.
Работа фасилитатора в Группе Свободной Игры состоит из нескольких блоков.
Во-первых, это непосредственное пребывание в Группе в течение 4 часов, где от него требуется, прежде всего, умение быть открытым своему опыту, осознавать свои чувства и стоящие за ним потребности. Контакт взрослого с самим собой, умение чувствовать свое состояние необходимы для создания живого контакта с детьми, для возможности присутствовать с ребенком в одном пространстве, понимая его чувства, потребности, желания, уважая и доверяя каждому участнику Группы.
Во-вторых, проводятся ежедневные скайп-встречи, во время которых фасилитатор, работающий в этот день, рассказывает коллегам о прожитом вместе с детьми дне, описывая процессы, происходившие в каждом ребенке и в Группе, делится своими трудностями, сомнениями, находками, удачами. Скайп-встречи помогают фасилитаторам точнее и глубже понять детей, дают возможность увидеть свои достижения и ошибки, помогают найти совместными усилиями пути гармоничного решения периодически возникающих сложных ситуаций в Группе.
В-третьих, фасилитаторы обустраивают пространство Группы с учетом потребностей детей.
Помимо этого важной частью работы фасилитаторов является взаимодействие с родителями. О ней хочется написать отдельно и подробнее.

Работа с родителями

Прежде чем взять ребенка в нашу Группу, мы проводим беседу с одним из родителей. Спрашиваем, почему они хотят к нам, говорим о целях и особенностях нашего подхода, чтобы понять, насколько он близок родителям. Потом знакомим родителей с «Условиями участия в Группе Свободной Игры». Если родителей все устроило и ребенку понравилось в Группе, мы включаем ребенка в график посещения, а родителей в группу ВКонтакте и в общий чат.
В виртуальной группе фасилитаторы по возможности описывают ситуации, происходящие в Группе, делают зарисовки этапов жизни Группы. Здесь же мы выкладываем книги и статьи, близкие человекоцентрированному подходу, фотографии детей в Группе, другую полезную информацию для родителей.
В чате ВКонтакте происходит обсуждение различных насущных вопросов Группы. В этом процессе родители знакомятся между собой, могут выразить свое мнение, внести предложения и т.д. Нас очень поддерживает то, что родители все активнее берут на себя ответственность за решение возникающих у нас задач, и фасилитаторы меньше сил тратят на решение организационных вопросов!
Но, конечно, виртуального общения недостаточно. Важен живой контакт. Поэтому раз в месяц мы проводим общую встречу для родителей наших детей. Цель этих встреч ­- дать почувствовать родителям «вкус» отношений, существующих в нашей Группе. Также мы пробуем вместе искать варианты гармоничного решения домашних конфликтов, часто используя для этого ролевые игры. Очень хочется, чтобы наши дети получали понимание, принятие, примеры умения уважать границы взрослого и границы ребенка не только в Группе, но и в семье.
Во время этих встреч было сложно открыто говорить о каждом ребенке, о полноте его проявлений в Группе, в присутствии других родителей. В декабре мы решили, что нужны личные встречи с каждым родителем раз в месяц, раз в два месяца или же просто по необходимости. И такие индивидуальные встречи были проведены почти со всеми родителями. Немало внимания мы также уделяли личным звонкам и переписке.
Очень важно, что родители откликаются на предложения участвовать в наших проектах для взрослых. Шесть мам прошли Базовый курс по человекоцентрированному подходу, две мамы участвовала в Курсе для родителей «Основы гармоничных отношений». А в наш летний «Лагерь самопознания взаимопонимания самоорганизации» в 2016-м году приехали 6 семей из нашей Группы, в том числе с папами!
Надо сказать, что, несмотря на немалые усилия, направляемые в сторону родителей,  нам есть над чем работать в этом направлении дальше. И важно сделать эту работу более эффективной!

Выводы:
— одной из важных составляющих жизни нашей Группы является работа с родителями. Ценность этой работы в том, что нам, фасилитаторам,  она помогает   лучше понять ребенка, а родители имеют возможность научиться общению с ребенком на основе тех принципов, которые мы используем в Группе;
— необходимо продолжать искать способы работы с родителями, которые помогают им лучше знакомиться с нашим подходом.

Этапы жизни Группы в течение года

К концу сентября Группу посещало 7 детей. В течение октября к нам присоединились еще трое. До Нового года (это чуть больше двух месяцев) состав детей не менялся.
Если осенью мы испытывали волнение в дни, когда набиралась полная Группа: «Хватит ли внимания одного фасилитатора на всех? Сможем ли мы быть во всех ситуациях, где наше присутствие важно – чтобы вовремя понять ребенка, проявить свое, помочь договориться?», то к концу 2015 года мы почувствовали себя спокойнее и увереннее. Стало ясно, что мы можем уже опереться на то, что наработали за прошедшие месяцы, на детей, которые регулярно ходили, впитали атмосферу Группы и сейчас уже могли ее создавать и поддерживать вместе с нами.
В феврале ситуация существенно изменилась: сильно обновился состав детей. К концу февраля у нас было 5 новых детей, и еще трое присоединились весной. Это было довольно непростое время в жизни Группы. По нашим наблюдениям существует некий рубеж, достигнув которого, ребенок уже не только получает, но и вносит свой вклад в атмосферу Группы. Чтобы достичь его, нужно насытиться ощущением, что здесь тебя принимают таким, какой ты есть, что здесь живет справедливость для каждого ребенка, что здесь к тебе относятся с пониманием и уважением и требуют такого же отношения к другим.
Таким образом, мы вновь оказались на ступеньке созидания атмосферы Группы. Только на этот раз, с нами были наши дети, посещавшие Группу с осени. И в этот раз было легче.
Когда нас попросили уже в самом конце учебного года взять двух мальчиков, мы сомневались: Успеют ли они что-то получить за несколько недель? Сможет ли группа сохранить атмосферу? Решили рискнуть и не пожалели! В первую неделю было не просто: и новеньким, и нам. Новые дети общались привычным для них образом и сталкивались с тем, что люди здесь иначе взаимодействуют, решают конфликты… Но с каждым днем ребята все лучше воспринимали наш стиль отношений и даже начали транслировать его другим.

Выводы:
— процесс создания особой атмосферы, являющейся неотъемлемой частью нашей Группы, — это кропотливая работа. Она требует от фасилитаторов большой степени осознанности, чуткости, предельной честности;
— очень важно постепенное вливание новых детей в Группу. Возможно, по одному человеку в месяц.

Распорядок дня

В прошедшем году в нашей Группе сложился следующий распорядок дня:
Прогулка на площадке – 30 – 90 мин (в зависимости от погодных условий, желания фасилитатора и детей).
Свободная игра детей в помещении – 30-90 мин.
Перекус (второй завтрак) – 20 мин.
Свободная игра детей – 70 мин.
Завершение встречи (уборка, прощание, переодевание) – 30 мин.

Количество детей, возраст и гендерный состав Группы

Наш опыт показал, что наиболее комфортное соотношение для Группы – пять-шесть детей на одного фасилитатора и примерно равное количество девочек и мальчиков.
Мы заметили, что дети в 3-4 летнем возрасте легче и быстрее осваивают навыки гармоничного общения, чем в 5-6 летнем. Старшим детям   нужно больше времени и внимания со стороны взрослого.

Помещение и материалы для свободной игры.

В 2015/16 учебном году занятия Группы Свободной Игры проводились в офисном помещении, которое мы брали в аренду на 4 часа в день. Площадь помещения (34 кв.м) позволяла принимать одновременно не более шести детей. Здесь мы пользовались готовой обстановкой, которую не могли менять. Она мало подходила для подвижных игр, занятий с водой, сыпучими материалами, не позволяла разместить все материалы для детей удобно и доступно.
Создавая материальную базу в Группе, мы стремились обеспечить детей  всем необходимым для разнообразной деятельности. По возможности мы продолжаем постепенно расширять её.
Итоги года

К концу учебного года Группу посещали 13 детей. Двое из них, Матвей и Тимофей  осенью идут в школу. Это наши выпускники.
Возможность участия в жизни Группы в следующем учебном году Кати, Алисы и Вани зависит от семейных обстоятельств. Восемь детей (Никита, Арина, Саша, Маша, Кристина, Марина, Костя, Алексей) продолжат посещать Группу с осени.
За время работы Группы мы достигли, наверное, самого главного — доверия детей. Они знают, что с нами можно быть откровенными, что мы будем на «их стороне», даже если их внутренние трудности или боль заставляют их вести себя агрессивно. Они знают, что мы тоже способны переживать самые разные чувства.
Дети научились (каждый в той степени, на которую был способен) с уважением относиться к желаниям других членов Группы и уважать свои собственные границы.

Стиль отношений, который постепенно стал естественной составляющей атмосферы нашей Группы, возможно, легче и нагляднее передать примерами.

Пример 1.
Конец ноября. Настя берет магнитные треугольники:
— Из этих фигурок надо пиццу сделать.
Никита:
— Вот так?
Настя:
— Нет, вот так.
Никита:
— Ааа.
Через некоторое время:
— Вот так, Настя?
Настя не соглашается, пробует показать.
Никита:
— Я сам разберусь.
Она смотрит, не вмешиваясь. Потом радостно говорит:
— Вот так вот, да! Молодец! (Показывает большой палец — воо!)

Пример 2.
Январь. Паша просит фасилитатора дать ему контейнер с деталями мозаики.
Фасилитатор, зная о предпочтениях игр Паши, спрашивает:
— Паша, наверное, ты хочешь их высыпать на пол?
Паша подтверждает.
Фасилитатор:
— Паша, я могу разрешить тебе высыпать мозаику в этом месте, чтобы она не мешала другим, если потом ты ее соберешь.
Паша говорит, что соберет, и получает контейнер. Наигравшись, Паша идет к книжкам. Фасилитатор подходит к мальчику:
— Паша, ты хочешь посмотреть книжки?
Паша кивает.
— Ты обещал убрать мозаику, когда поиграешь.
Паша:
— Не буду.
Фасилитатор:
— Тогда я не могу дать тебе книжки. Трудно убираться, когда много игрушек на полу. И мне неприятен беспорядок. Как только ты уберешь мозаику, я дам тебе книжки. И я готова тебе помочь.
Паша отходит в сторону, приговаривая:
— Я обещал, я обещал…
Потом подходит к разбросанной на полу мозаике и начинает убирать. Фасилитатор помогает.
Фасилитатор:
—  Паша, ты пообещал собрать мозаику и собрал! Я рада – у тебя получилось выполнить обещание!

Пример 3.
Начало февраля. Матвей играет с Сашей в пещерных человечков. Вдруг слышит, как Катя говорит:
— Мне одной не справиться, мне нужна помощь! (Катя пытается собрать из пазлов картинку).
Матвей:
— Помощь?
И побежал к ней, сказав Саше:
— Ты пока не играй, Саша!
Через некоторое время:
— Я помог, дальше ты сама, Катя.
Вернулся к Саше.

Пример 4.
Май. Саша  разделил детали магнитного конструктора на две части. Он услышал, что Ваня тоже хочет с ними играть. Когда Саша закончил, он сказал Ване (новенькому в нашей Группе):
— Смотри, я разделил все пополам.
Фасилитатор:
— Саша, как ты здорово придумал!
Ваня:
— О, мы будем строить полицейский участок!
Саша, немного отодвигаясь от Вани:
— Да, ты будешь строить полицейский участок, а я построю то, что Я захочу.
Через некоторое время разгорелся спор из-за игрушки кукольного домика
Ваня:Это телевизор!
Саша: Нет, это компьютер!
Ваня, показывая на другую деталь домика: Нет, вот это компьютер!
Саша: Какой это компьютер? Это печка!
Ваня: Нет!
Саша: Ладно, для тебя это компьютер, а для меня – печка!

Также хочется отметить искренний интерес, участие, готовность помочь, теплоту по отношению к Группе со стороны родителей наших детей. Всё это даёт надежду и силы для развития нашего проекта «Группа свободной игры»!

ОТЗЫВЫ РОДИТЕЛЕЙ

Елена
Сын стал чутким и заботливым. Быстро реагирует на ситуации, где может понадобиться его помощь. Очень часто выражает мне понимание: «Тебе стало грустно…? Ты злишься? Тебе обидно? Ты радуешься…?».
Изменились отношения с братиком. Никита то и дело его понимает: «Аа, ты хочешь взять эту машинку? Ааа, ты хочешь поизучать мой домик?». Я чувствую как ему важно, «чтобы было хорошо, дружно, всем». Это видно по его словам, поступкам.
Ещё хочется отметить очень важный момент, который касается лично меня. Группа помогала МНЕ САМОЙ много чего находить в себе, проживать, понимать, ненужное отпускать.
Есть желание и стремление и дальше водить Никиту в Группу. И работать над собой!

Анна
В течение двух-трех месяцев посещения группы, отношения Арины с братиком крепли — я замечала больше принятия его динамичных игр. Похоже, позитивный опыт общения с мальчиками в Группе сильно помогал Арине.
В перспективе мне бы хотелось, чтобы дети продолжили уже вместе посещать Группу. В  идеале, полный день. Эта возможность очень значима для нас!

Вера
Очень рада, что в жизни нашей семьи появилась Группа свободной игры! Это такое пространство принятия, свободы и открытости! Дочка с радостью ходит в эту группу! Очень радует перспектива развития и расширения группы. Очень хочется, чтобы моя дочь продолжала ходить в Группу, даже в школьном возрасте.
Хочу добавить, что встречи с фасилитаторами очень помогают мне многое понять и увидеть в себе и в отношениях с ребенком.

Надежда
Мой сын пробовал ходить в несколько садиков, но нигде ему не было так хорошо: он хотел бы ходить каждый день и на весь день, как он сам говорил. Правила группы очень поспособствовали тому, чтобы ему (и другим детям) было в ней хорошо. Видимо, атмосфера, которую создают фасилитаторы, удовлетворяет потребности каждого ребенка в принятии его таким, как он есть. Он не плохой или хороший в те или иные моменты, он просто такой, какой есть. Ребенок в этой атмосфере имеет право выражать любые свои эмоции, в том числе негативные, но, конечно, экологично для остальных детей. И это привлекает.
Дети в Группе играют в то, что им интересно и тогда, когда им этого хочется, что в обычном садике невозможно. Здесь нет насилия над ребенком, здесь во главе угла ребенок и его свободная воля, а не инструкции, спущенные свыше, чем и когда и как он должен заниматься в каждый конкретный момент.
Благодаря группе с сыном стало легче договариваться, он сам предлагает варианты решения ситуаций, когда наши интересы расходятся. Конечно, не всегда, но часто. Он научился отпускать свои обиды намного быстрее, чем мог раньше. Да и просто стал мягче и ласковее.

Светлана
Изменения в Саше я вижу в мелочах, это больше заботы об окружающих, внимания к ним, но при этом про себя не забывает. С младшим братом отношения налаживаются, Саша пытается его понимать, вести диалог с ним, а не сразу набрасываться на него. С Сашей стало легче договориться о чем-либо. Супругу достаточно того, что Саша ходит в Группу с удовольствием.
Хочу поблагодарить за личные встречи с фасилитаторами, они многое дали, открыли глаза на некоторые моменты во взаимоотношении со своим ребёнком. Очень нравится подход фасилитаторов не только к детям, но и к родителям, забота о ребёнке не только в Группе, но и в семье, помощь нам родителям очень важна и ценна.

Алла
Для меня ценность существования Группы свободной игры в том, что я вижу, чувствую уважительное, доверительное, искреннее общение с нашей дочерью, с нами — родителями и другими участниками. Общение в личном контакте с фасилитаторами мне помогает лучше понимать себя и Катерину. Перспективы создания садика на полный день  в будущем очень поддерживают.
Детям 4-5 лет, очень даже, полезно покидать дом и общаться со взрослыми и детьми в отличной от домашней обстановке, именно здесь приходит осознание Границ и необходимость соблюдения некоторых Правил, полезных для жизни и взаимодействия с окружающим миром. Группа Свободной Игры — это такое Пространство, которому я доверяю разделить вместе с нами родителями заботу о здоровье и развитии нашей Дочери! Спасибо всем, кто причастен к нашей Группе.

Евгения
Помню свое удивление…как же дети живо все улавливают, насколько чувствительны и откровенны. Я могла бы привести «кучу» примеров: новые  фразы Егора, слова, поступки… Было понятно, что перемены идут из Группы. Сначала часто оказывалась «в тупике»: не знала, как среагировать, и что ответить. Сын явно меня опережал в освоении человекоцентрированного подхода.
Но сейчас я «в теме» (прим. – эта мама прошла Базовый курс), и жизнь стала ярче. Все намного проще, когда в основе отношений подлинность…
И огромное спасибо фасилитаторам группы: отзывчивость, долгие личные беседы — все это возродило родительскую уверенность.

Виктория
Я видела, что сын застенчив в общении и не может присоединиться к чужой игре, а хочется. Начали водить Тимофея в 6.5 лет с апреля – получилось всего 2 месяца. Группа – это единственное место, куда он молча шел без претензий, что надо рано вставать и идти куда-то. Это было мое первое открытие. А потом последовали новые. Он стал мягче, понял, что такое справедливость. И ему стало легче сходиться с детьми на площадке.  Я благодарна  фасилитаторам за чуткость, участие, терпение и за зарисовки в теме. Спасибо за создание пространства уважения и принятия!

Людмила
Для нас, родителей, было важно, чтобы наш сын ходил туда, где он может быть принят и эмоционально «свободен», где нет принуждения к каким либо играм и занятиям; где нет осуждения поступков,  а есть поддержка в разруливании конфликтов; где есть отличный коллектив, в котором каждый друг друга уважает и учится эмпатии.
А еще очень важны для меня встречи с родителями, организованные раз в месяц. Каждая встреча давала мне новые открытия и представления —  как мне, маме и жене, лучше себя развивать и слышать себя и других!

Ольга
У нас был негативный опыт обычного сада. Дочь ни в какую не хотела туда ходить, и после нескольких попыток мы сдались. Потом узнали про Группу Свободной Игры.  Для нас, родителей, на протяжении этого года одним из самых важных показателей было то, что не было ни одного такого утра, чтобы она отказалась идти в Группу или как-то заныла — всегда бодрячком и с радостью.
Всегда тепло отзывалась и сейчас (летом) вспоминает о фасилитаторах. Важно было и то, что в группе предоставляется свобода детям, что они сами выбирают себе игры и занятия. И хотя мы ходили всего по 2 раза в неделю, изменения были и есть.
Дочь спокойно и просто может, например, выразить понимание младшему брату или мне. Может иногда разрулить какой-нибудь конфликт с братом. Да и вообще, благодаря ее посещению группы и моему участию в ежемесячных встречах с родителями, мы с ней вместе росли и развивались. Много полезного и важного было в этих встречах. Очень благодарна вам за все!!!!

ПЕРСПЕКТИВЫ

Следующий этап 2016-2017 учебного года мы видим таким:
— увеличить количество детей в Группе Свободной Игры;
— подготовить новых фасилитаторов;
— начать работу с детьми школьного возраста по отдельным предметам и направлениям во второй половине дня.
В настоящее время мы ищем тех, кто готов оказать нам финансовую помощь для осуществления наших планов на 2016/17 учебный год.
Нам необходимы средства для:
— аренды помещения – 50 тыс. руб. в месяц (600 тыс. руб. в год);
— наполнения пространства игровыми и развивающими материалами (150 тыс. руб.).
Надеемся, что мы сможем найти возможности для развития наших проектов. И этот отчет поможет нам в этом.

август 2016
г.Чебоксары


Отклик на Отчет о реализации проекта «Группа свободной игры» (г.Чебоксары) Орлова Александра Борисовича – доктора психологических наук,
профессора кафедры психологии личности
НИУ «Высшая школа экономики»,
президента Российского Общества человекоцентрированного подхода,
клиентоцентрированного психотерапевта

Сайт размещается на хостинге Спринтхост