Дневник мамы 1999-2003 гг.

Болит ножка!

22 января

Ситуация.

Мне нужно готовиться к занятию. Всех уложила и села за письменный стол.
Славушка хнычет: «Болит ножка!».Я говорю: «Тебе больно». Она кивает.
Я: «Ты хочешь, чтобы я что-то сделала, чтобы тебе не было больно». Она кивает.
«Ты хочешь, чтобы я полежала с тобой». Она: «Да».
Я: «Мне обязательно нужно поработать. Я могу немного с тобой полежать, но потом мне придется продолжить работу». Славушка соглашается.
Ложусь. Обнимаю. Глажу.
Через некоторое время, скорее, чем я ожидала, Славушка говорит: «Иди». Я благодарю ее, встаю. Через некоторое время Славушка спокойно засыпает.Комментарий.
Мне удалось переключить внимание с работы на Славушку и активно послушать ее немножко. Это помогло Славушке понять меня. В результате не пришлось тратить много сил и времени на сопротивление, борьбу за свои интересы.

В детском саду

Славна переоделась. Захотела взять игрушку из комбинезона, висящего в шкафчике. С двух сторон от ее шкафчика переодеваются ребята. Тесно, но она пролезает упорно.
Я осуждающим голосом: Ты, что, Славна, не видишь, что ребята переодеваются. Тебе что – срочно надо взять? Отойди, подожди.
Бесполезно. Продолжает пробираться к шкафчику.
Я вытаскиваю комбинезон из шкафа, кладу на диванчик, где никого нет.
Славна со слезами на глазах пытается открыть кармашек, сердито машет на меня рукой.
Я понимаю, что по-другому нужно было реагировать. Все могло уладиться без слез. Ни к чему начинать день в детском саду с расстроенных чувств. Славна успокоилась, но пришлось потратить усилия на это и мне и ей.

Комментарий.
У кого была проблема в данной ситуации? У детей, которым Славна мешала. А почему вмешалась я? Меня-то что зацепило?
Я была неприятно удивлена тем, что Славна игнорирует других, не считаясь с тем, что им неудобно. Я боялась, что Валька сейчас начнет возмущаться, и они поссорятся. Вот и принялась «воспитывать» дочку. А что было бы разумнее сделать?
Наблюдать, не вмешиваясь до тех пор, пока те, у кого появилась проблема из-за действий Славны не начнут выражать себя. В этот момент включиться и начать активно слушать Славну и другого ребенка, чтобы помочь детям разрешить конфликт.
Или же, не дожидаясь возмущения детей, выразить себя через «Я-сообщение»: “Я удивлена, Славна, что …”, а потом послушать дочку.

Я тоже хочу ее!

Ситуация.
Я на кухне чем-то занимаюсь. Вбегает Валя с книжкой. Славна из коридора “Я тоже хочу ее!” Валя: “И я! Я первый взял” Славна: “Ну и что! Мне все равно, что ты взял первый! Я тоже хочу!”
В это время Владик побежал в комнату мимо Славны, и раздался пронзительный плач дочки.
Я поняла, что Славушке нужна помощь. С двумя ссорами ей трудно справиться. Беру за руку, идем на тахту.
Обнимаю, говорю: “Тебе очень плохо, обидно, хочется плакать”. Она не реагирует.
А Владик говорит: “Мне тоже плохо и обидно”.
Я – Владику: “И тебе плохо и обидно”.
Славна Владику кричит: “Плохой!!!”
Он ей: “Плохая!!!”
Снова: “Плохой!” – “Плохая!!”
Дочке хочется передать силу обиды своей, и она обзывает брата (не помню как).
Я выражаю понимание: “Тебе хочется что-то сказать или сделать, чтобы Владику стало плохо, потому что тебе тоже плохо. Тебе очень горько. Ты не знаешь, что тебе делать”.
Она снова предпринимает попытку обозвать Владика, но я говорю: “Если ты еще раз обзовешь Владика, я уйду. Тогда и со мной ты поссоришься”.
Славна замолкает, но обида в ней кипит. Я чувствую это.
Вдруг, неожиданно для меня, подходит Владик и гладит Славушку. Она моментально расслабляется, смягчается и тоже гладит брата.
Мне стало так хорошо. Я почувствовала тепло и нежность.
Выразила свои чувства: “Как я радуюсь, когда вижу вас такими понимающими, добрыми. Владик, ты смог первый подойти и помириться с сестренкой! Славушка, ты сразу простила Владика и больше не сердишься на него”.
Славна кивает головкой.
Я продолжила: “Я вижу не обязательно разбираться в том, что произошло между вами, у вас все прошло”.
Они подтверждают.
— Славушка, ты хочешь книгу, которую читает Валя?
Славна ответила: «Я уже не хочу».
Я спокойная и радостная возвращаюсь на кухню.
Комментарий.
Мне в этот раз удалось понять обоих, ни на кого не рассердиться внутренне. Я ни к чему не стремилась: ни убеждать, ни воспитывать. Просто выражала понимание чувств детей. И вдруг такой сюрприз! Поступок Владика действительно был для меня неожиданностью. Я знаю, что ему очень трудно идти на примирение первым. Может быть, кроме моего активного слушания обоих помогло то, что сегодня днем, когда я почувствовала, что Владьке плохо (разозлился на Славушку, поссорился с Валей), я подошла к нему: “Ты не в порядке? Ты хотел бы, чтобы я помогла тебе с этим справиться?”
Он кивнул. Мы обнялись. Я гладила его, говорила, что он мой любимый, умный, добрый, красивый и т.д.
Сделала ему массаж. Владик попросил сделать для него домик. Это когда я становлюсь на четвереньки, а он оказывается подо мной, как в домике. Владушка молчал, время от времени издавая вздохи облегчения.Чуть позже я сказала: “Мне так грустно, когда вы с Валей говорите, что мы с папой больше любим Славну. Вы все так дороги мне и каждого я люблю по-своему”. И так далее.
Мне действиетельно в тот момент было грустно до слез, и у Владьки закапали слезки. Потом мы успокоились оба.В ситуации с Владиком и Славной я сделала одну ошибку. Когда Славна продолжала обзывать, я ей пригрозила: “Уйду, если скажешь еще хоть одно слово…”.
А могла выразить свои чувства в “Я-сообщении”: “Мне так плохо, когда я слышу такие слова от своих детей. Настолько плохо, что я хочу уйти. С другой стороны, мне хочется вам помочь. Но если вы будете ругаться, я, наверное, все же уйду!”

Забота

Ситуация.
Утром Славушка проснулась с высокой температурой. Не смогли пойти на утренник в детсад. Пережили это довольно легко. Мне кажется, помогло то, что мы решили: «Днем измерим температуру. Если упадет – пойдем, если нет – останемся». Она надеялась, но постепенно свыклась с мыслью, что не пойдет. Потом даже успокаивала: «Ты, мама, не зря делала бантик, еще будут другие праздники».
А написать вообще-то я хотела о важном открытии.
Владик и Валя были очень заботливы, занимали Славушку, ласково разговаривали с ней.
Через некоторое время Славушка делится со мной: «Мама, почему-то мальчики сегодня со мной совсем не ссорятся». И в глазах удивление и еще что-то неуловимое. И я вдруг почувствовала, поняла, насколько важно для нее такое доброе отношение братьев. Я и раньше замечала, что ей нередко приходится согласовывать свои действия с потребностями ребят. И вдруг мальчики проявляют столько внимания. Интересуются, чего хочет Славушка, выполняют ее желания. Где-то в глубине она как будто расслабилась, снялось напряжение.
Комментарий.
Открытие заключается в том, что если мы хотим чтобы старшие хорошо относились к младшим, необходимо родителям проявлять больше внимания по отношению к старшим. Точно также как я когда-то поняла: чтобы в семье мама меньше срывалась на детях, папе надо уделять больше внимания ей, а не детям. Ведь мама все равно чаще с детьми взаимодействует. Хорошее отношение мужа поддерживает ее, питает, дает силы, помогающие справиться со множеством ситуаций.

Если человек другому делает больно, значит ему самому плохо и ему нужна помощь и понимание. А осуждение только озлобляет.

Кому бантик?

Владик нашел бантик Славушки и стал кричать: «Кому бантик? Кому бантик?»
Славна подбежала: «Отдай, отдай!» и начала вырывать. Владька не дает.
Я переключилась со своих занятий на детей: «Владик, ты хочешь поиграть со Славной.»
Он: «Нет».
— Тебе нравится, когда она хочет взять бантик, а ты не даешь?
— Нет.
— А что она кричит, отбирает.
— Тебе не нравится, когда у тебя отбирают?
— Да.
— Славушка, тебе очень хочется взять свой бантик, и ты не знаешь как?
— Да.
Молчим. Через некоторое время я говорю:
— Мне кажется, что ты уже рассердилась и не можешь по-хорошему попросить, или не хочешь.
— Не могу.
— Ты, наверное, хотела бы сейчас ничего не делать и не говорить, а бантик был бы твой.
— Ага.
— А ты, Владушка, можешь отдать бантик, только если тебя хорошо Славна попросит.
Молчит.
И я спокойно так молчу и вижу, что у обоих, благодаря моему пониманию накал страстей прошел, чувства уже не такие сильные как вначале. Прошу Валю показать мне книжку, которую он рассматривает. Вместе смотрим. Подходит Славушка. Я оглядываюсь на нее: Ба-а, да и Владька тут. Уже пришел, обнял Славушку, подал ей бантик. Она положила ему на плечо руку, а бантик не взяла.
— Тебе уже не нужен бантик, главное, что с Владькой помирились, да?
Она кивает.

Комментарий.
Я знаю по опыту, что не нужно тратить силы на убеждение детей, чтение им нотаций. Я уверена, что если выразить понимание обоим, ситуация сама собой разрешится. Причем непредсказуемым образом. Часто это бывает гораздо раньше, чем я ожидаю. И в этот раз, увидев обнимающихся Владика и Славушку, я обрадовалась и удивилась. Что важно было мне еще сделать – это выразить возникшие в этот момент чувства. Сейчас я гораздо чаще выражаю свои чувства, чем раньше. И все-таки забываю иногда.

Постели не убраны

Ситуация.
Захожу в комнату. Дети играют, постели не убраны.
Я: «Почему это до сих пор постели не убраны? Почему я должна говорить об этом? Давайте-ка убирать».

Комментарий.

Выразила себя в вопросах – осуждениях передавая детям тем самым сообщение о том, что они – плохие.
Конечно, им это неприятно слышать. Потом я, правда, помогла им, поощряя похвалой их слаженную работу.
Но, как и первое сообщение, так и второе можно было выразить в «Я-сообщении»: «Мне досадно оттого, что приходится напоминать о необходимости застилать постели. Я была бы рада, если бы мои дети делали это без напоминаний».
Во время застилания: «Я не ожидала, что вы так слаженно можете делать это пока не слишком простое для вас дело. Мне очень приятно это видеть».
Скорее всего, у детей было бы больше энтузиазма. А еще можно было выразить понимание тому, почему они не застилали постель. Это сделало бы мое отношение в данной ситуации еще более человечным.
Наблюдаю сегодня за собой и вижу, что во многих ситуациях не использую свое умение понимать детей и выражать им себя. Почему? Не хочу? Не могу?

В чем трудность?

22 марта

Вчера и сегодня так остро ощущаю неудовлетворение оттого, что часто веду себя негармонично в ситуациях взаимодействия с детьми. Мгновенно возникают привычные реакции сначала внутренние, потом внешние. Надо сразу, в любой ситуации отодвигать свои чувства и понимать другого, а потом понимать и выражать себя обязательно.
Я думаю, что мои трудности из-за того, что мне не хватает такого отношения со стороны других людей. Да, нужно, чтобы был круг людей, в котором мы даем друг другу энергию через человечное отношение.
Так горько оттого, что до сих пор могу накричать на детей, нотации им читать, приказы отдавать. И Валю очень часто не понимаю, а сразу свою реакцию выдаю. Простите меня, мои родные.
И не родные тоже. Что если попробовать везде со всеми так: понять другого – выразить себя. Неужели это трудно? В чем трудность? Надо понаблюдать.

Мир

Ситуация 1.
Захожу в комнату. Валя стучит дудочкой об стол. Владик на коврике перебирает какие-то свои игрушки. Смотрю на Валю. Лицо обиженное.
— Валя, ты обижен.
Владик: — Не только он.
— Владик, ты тоже обижен. Что-то между вами произошло. Из-за чего-то вы обижены друг на друга, сердиты. Мне хочется вам помочь понять друг друга, но я не знаю, хотите ли вы, чтобы я помогала.
Молчат.
— Я так вас понимаю: вроде не хочется быть обиженными, но и мириться нет желания.
Чувствую, уже расслабились.
— А может и не надо ничего обсуждать. Ведь бывает, что само проходит чувство. Мне кажется, что сейчас вы уже не так напряжены, как вначале.
Ухожу. Вскоре они уже дружно играли вместе.

Комментарий.
Снова помогло простое выражение понимания чувств детей. Не понадобилось вникать в ситуацию, из-за которой произошла ссора.

Ситуация 2. 
Выхожу во двор к детям. Валька хнычет. Владик недовольный стоит.
Я говорю: — Похоже, вы поссорились.
Валя: — Он меня толкнул. На асфальт толкнул!
Владик: — Ты меня тоже толкнул.
Валя: — Я не на асфальт. Думаешь приятно падать на асфальт!
Я: — Вы друг друга толкнули Владик Валю, Валя Владика. Вы можете мне рассказать, что случилось, с чего все началось?
Владик: Я не помню.
Я: — А ты, Валя?
Валя: — Я тоже.
Я: — Вы не помните, что произошло, но оба обижены друг на друга.
Молчат.
Я: — Мне хочется куда-нибудь пойти с вами, и я не знаю, как быть. Идти с обиженными сыновьями или что-то предпринять.
Владик: — А я знаю! — и улыбается.
Я: — Мне кажется, Владушка, что ты готов помириться.
Владик: — Да, если Валя тоже хочет.
Валя отошел от нас и этого не слышал.
Я подозвала его: — Валя, Владик готов помириться с тобой, если ты хочешь.
Валя: — Я хочу.
И стоят врозь, молчат.
Я: — Вы хотите помириться, но не знаете, как.
Владик: — Знаем. Подходит к Вале. Они обнимают и целуют друг друга.
Мы идем на прогулку.

Комментарий.
Неверно было то, что я начала выспрашивать, что произошло. Это давление. Вместо этого можно было выразить себя «Я- сообщением»: — Мне хотелось бы пойти на прогулку в хорошем настроении. И я думаю, могу ли я что-то сделать, что помогло бы Владику и Вале не сердится друг на друга». Впрочем потом я все-таки выразила себя в «я-сообщении» и ситуация стала разрешаться.

Мое настроение

Ситуация. 

Прихожу после занятия.
Владик: — Тебе понравилось занятие?
Занятие мне не понравилось. Но прежде чем сказать, как есть, я подумала: а стоит ли его огорчать. Но все же решила, что лучше сказать всю правду.
Пошла на кухню. Поужинала. Захожу в комнату, Владик лежит на кровати грустный, вот-вот заплачет.
Я к нему: — Владушка, ты очень огорчен тем, что мне не понравилось мое занятие. Тебе нравится, когда я прихожу после работы довольная, в хорошем настроении.
— Да, — у Владушки выступили слезки.
Я обнимаю его: — Мне очень приятно и радостно оттого, что ты мне сопереживаешь, понимаешь меня. И я чувствую, что мне уже стало легче сейчас. Захотелось успокоить тебя и себя. Знаешь, Владушка, я все-таки верю в то, что научусь передавать людям свои знания и умения так, чтобы быть довольной самой и чтобы другим это нравилось.
Владька успокоился, и моя грусть прошла.
Комментарий.
В последнее время я чувствую во Владьке друга, который меня хорошо понимает и тонко сопереживает. Думаю, что это результат моего гуманистического общения с ним. Это помогает мне продолжать двигаться в выбранном направлении. И чаще проявлять понимание ребенку и выражать себя.

Хочу больше таких примеров

Ситуация.
За столом Владик и Славушка начали препираться. Я стала кричать – выражать себя. Что было во мне в тот момент? А я и не знаю, потому, что не наблюдала за собой, а сразу отреагировала привычно.

Комментарий.
Наблюдение, внимание к своему состоянию, к своей внутренней реакции – вот что важно.
Во многих ситуациях у меня это уже получается. На днях Славна из-за чего-то закапризничала, а я стала смотреть внутрь себя, что там происходит своим внутренним взглядом, а глазами на Славушку. И вдруг ощутила, такую нежность, желание обнять дочку. Выразила вслух то, что почувствовала. Она подошла хоть и не сразу, и все уладилось. Хочу больше таких примеров.

Как Валя расстался с заколкой, но сблизился с сестренкой и мамой

( Владу – 6 лет, Вале – 5, Славне – 2 года)
Когда я пришла за детьми в детсад, Валя показал мне свои находки.
Среди них была красивая заколочка-цветочек.
“Целенькая!”- отметил Валя.
”О-о-о! Можно будет Славушке подарить”- отреагировала я машинально. Валя молча попереживал и говорит: Я сам решу, что с ней делать!
- Конечно, Валюша, это же ты нашел, — спохватилась я.
А после занятий у тети Люды, когда мы шли в сторону детсада (мне нужно было попасть на тренинг для родителей) случилось вот что.
Славушка подбегает ко мне и показывает находку — точно такую же заколку-цветочек как у Вали. В этот же момент Валя оказывается здесь и видит свою находку (в этом он не сомневается) в руках у сестренки. Обида и непонимание, как она у нее оказалась, захватывают все его существо.
- Отдай! Это мое!!! — отчаянно кричит он на всю улицу. Славушка тоже не понимает, что происходит. Она подняла заколку с земли, а Валечка отбирает и говорит, что она его. Естественно обидно. Она — тоже в крик и потом в драку.
У меня мелькает в голове: Неужели это другая заколка? Потом: — Нет, скорее всего, Валя потерял.А вслух говорю: — Может быть это другая?
Валя: — Не-ет, это моя-я! и пытается отнять.
- Проверь в кармане, — говорю я. Проверяет, там ничего нет.
Пытаюсь объяснить Славне сквозь крик, что эту вещицу нашел и потерял Валя.
Славушка не молчит, она отстаивает свое право на обладание найденной вещью.
Тут я отбираю заколку у Славны.
Валя замолкает, зато начинает оглушительно кричать дочка. Обида ужасная. Напрасно, наверное, сделала этот шаг. Думала, пока не разберемся, пусть будет у меня.
Отвела обоих в сторону от тротуара, разняла — стали пинаться и махать руками друг на друга да с такой злостью.
Успокоила Славну. Начала разговор. Я проговаривала вслух чувства и потребности обоих по очереди.
— Славушка, ты нашла заколку на земле и не понимаешь, почему Валя кричит “Она моя!”
Валя: — Это я ее нашел!
— Валюша, ты показывал мне заколку еще до занятий у тети Люды. Ты ее нашел раньше, а здесь потерял и когда увидел ее у Славушки, тебе стало горько и обидно. Ты ведь сам хотел решить: что с ней делать.
— ДА!
и сейчас ты хочешь, чтобы заколка была у тебя.
— ДА!
Славна: — И я хочу!
Я: Славушка и ты хочешь, чтобы она была у тебя. Ты ведь тоже ее нашла.
— ДА!
Я: Что же нам делать? Вы оба нашли эту заколку и оба хотите ее взять.
Валя — Славне: Я отдам тебе ее только дома.
Я: — Валюшенька, ты готов отдать заколку сестренке, но ты хочешь ее поносить, подержать пока идем домой. Ты ведь ее нашел и не успел с ней поиграть.
— ДА!Славна: Это долго! Ты будешь долго ее носить!
Я: — Славушка, тебе очень трудно ждать до дома. Тебе кажется, что ждать придется долго, а Валя хочет хотя бы до дома ее понести.Я сопереживала обоим. И понимала трудности каждого. Во мне не было желания замять это дело. Я торопилась на тренинг для родителей, но в какой-то момент приняла решение, что гораздо важнее сейчас понять каждого из детей. Поэтому, когда Люда попыталась отвлечь Валю, я сказала, что нам надо разобраться. Вот реальная ситуация родительская. Тренируйся. Эти мысли помогли мне сохранять спокойное состояние и оставаться сопричастной тому, что творилось в этот момент в душах моих детей. И дети меня отблагодарили за внимание и понимание.Неожиданно для меня Валя сказал: — Я сейчас тебе отдам. На моих глазах выступили слезы: — Валюша, ты готов отдать заколку Славушке прямо сейчас, но ты хочешь сделать это сам. Сын кивнул. Я отдала ему заколку, а он дал ее сестренке.
— Какой ты добрый, Валька! — вырвалось у меня и я прижала его к себе. Я чувствовала как меня переполняет сильное, глубокое чувство благодарности, восхищения, даже преклонения. Хотелось плакать от радости. Мне почему-то было сложно выразить всю эту гамму чувств. Пожалуй, я только сейчас их начала осознавать, когда писала. А тогда я только повторяла: — Какой ты добрый, Валька! — и попросила: — Можно я тебя поцелую?
Мы присоединились к Люде и детям и пошли дальше, спокойные и счастливые. Славушка была довольна тем, что в руках держала заколку. Валя тем, что сделал хорошее дело, а я тем, что у меня получилось понять детей и мы стали еще ближе.Кстати, когда пришли в детсад с большим опозданием, выяснилось, что тренинг не состоялся.

Как мы нашли верную дорогу

Как-то раз, когда я собиралась пойти за детьми в детский сад, я позвала с собой нашего соседа Сашу – друга ребят. А на обратном пути домой произошла история, о которой хочу рассказать.

Мы шли, шли и дошли до перекрестка и собирались перейти дорогу. В этот момент Славна сказала, что в парк не пойдет, а хочет идти по улице. Все старшие мальчики хотели пройти полдороги по парку и полдороги по улице.

Я никуда не торо-пилась, и мне было важно найти такое решение, которое понравилось бы всем. Сама я тоже хотела сначала пройти по парку.

О моем желании спросил Владик, когда я спрашивала всех детей.

- Что будем делать? – спросила я. – Если пойдем по улице, то будут недовольны все мальчики. Мне хочется, чтобы довольны были все.

Я сама стала предлагать варианты: — Может быть мы распре-делимся по дням недели: в понедельник выбирает дорогу Владик, во вторник Валя, в среду – Славна, в четверг – папа, в пятницу – мама.

Владику это предложение сразу не понравилось: — У-у-у! Сегодня среда. Будет по Славушкиному, я не согласен.

А потом от Владика последовал резонный вопрос: — А Саша когда будет выбирать?

Тогда последовало мое следующее предложение: — А может быть раз сегодня я с Сашей пришла, мы сделаем по Сашиному? Это ведь редко бывает.

- Нет! – запищала Славна. Для нее это был не аргумент.

Потом я предложила отойти дальше от дороги, чтобы не дышать пылью и газом, помогла Славушке снять и надеть штанишки, когда она пописала, и снова задала вопрос: — Что будем делать? Какой дорогой пойдем?

Вдруг неожиданно Славна изрекает: — Если вы ласково мне скажете, то я пойду по парку!

Я засмеялась, подумала: “Настоящая женщина растет!”

Как обменяли золото на фишку

Однажды я гуляла по улице с Владиком, Валей, Славной и Сашей. Вдруг слышу, Владик, стоящий на куче камней, кричит: — Золото! И показывает что-то в руке. Славна тут же бежит к брату: — Хочу золото! Дай золото!
Не знаю, что она понимает под этим словом, но то, что у Владьки появилось что-то новое и ценное не могло ее не заинтересовать. Владик не дает: — Это мое!
Я попросила посмотреть. Оказалось, что Владя нашел камень, который блестит на солнце. Саша стал разубеждать Славну, что это не золото и описывать, какое бывает настоящее золото. Мне кажется, девочка его не слышала. Она вся превратилась в стремление увидеть и потрогать находку брата. Какая разница, как это называется!
Я предложила ей договориться с Владиком по-хорошему. Она попросила посмотреть. Владик не дает.
Я интересуюсь у него: — Ты боишься, что она не вернет тебе камушек?
– Да! – был его ответ.
— Славушка, Владик боится, что ты не вернешь ему камушек. Ты отдашь? – Да!
— Владик: — Не отдаст!
Я сказала: — Давайте договоримся о времени. Владик, сколько минут можно Славне подержать камушек? – Одну.
Славна: — Нет, три!
Я: — Давайте возьмем среднее – две минуты. Саша засекай время по твоим часам.
Через две минуты Славна отказалась возвратить Владику камушек. Что делать – не знаю. Отбирать у нее не хочу. Нарушать договоренность тоже. Призналась ребятам, что не знаю как быть и предложила детям высказать, что по их мнению нужно было сделать в этой ситуации, когда Славна пообещала, что вернет через 2 минуты и обещание не выполняет.
Первым высказался Владик. Сказал, что надо отобрать и больше никогда ничего не давать. Валя и Саша согласились с Владиком. Славна предложила Владику: — А ты мне дай что-нибудь свое, я тебе отдам.
Недавно у нас был аналогичный случай и Валя “выкупал” свою вещь другой своей вещью. На это Саша высказал свое мнение так: — Тогда ведь у мальчишек будет все меньше, а у тебя все больше! Я сказала: — Саша, ты считаешь, что это не справедливо? Саша: — Да!
Тут я стала рассуждать вслух: — Действительно, что-то не получается. Приходится менять свои вещи на свои. Вот если бы ты, Славна, поменялась на что-то свое… Эта мысль и была подхвачена. Но пришла она ко мне неожиданно для меня самой. Владька согласился менять камушек на фишку Славны, Славушку это устроило.
Я была счастлива! Как хорошо, что не торопила события и настроилась на поиск беспроигрышного решения. Минут 10 наверное мы потратили на этот поиск. Я выразила свою радость и мы довольные, в хорошем настроении пошли домой.
Первое, что Славна сделала дома – разложила свои фишки, чтобы Владька мог выбрать одну.

Как Валюша отстоял свою дорогу

Как Валюша отстоял свою дорогу

Однажды, когда мы всей семьей гуляли по парку на развилке дорог возникли разногласия.
Я ушла по тропинке вперед – хотелось быстрее дойти до дома. Гуляли давно и все уже устали.
Вдруг смотрю – Валя плачет. Оказалось, что он хочет идти не по тропинке, а по асфальтированной дороге, делающей крюк. Сначала возникло желание как-то заставить Валю подчиниться общему выбору. Но тут же мелькнула мысль: — А ведь он имеет право на свое решение! Я что, хочу покорного раба воспитать? Раздражение ушло. Я поставила сумку на землю и направилась к сыну. Пригласила его сесть на камушек рядом.
Я: — Валюша, ты хочешь по своей дороге пойти?
В: — Да!
Я: — Она ровненькая, по ней удобно идти.
В: — Она светлая, там солнышко.
Я: — А-а, тебе хочется не по тенечку под деревьями идти, а по дороге, где солнышко?
В: — Да!
Я: — Действительно, по той дороге идти наверное теплее. Валя, а ты знаешь, почему я по тропинке хочу пойти?
В: — Почему?
Я: — В лесу так красиво. Листочки молоденькие, светленькие, птицы поют. Так приятно идти по лесной тропинке. Не то, что по пыльной дороге. Вот я и подумала, что может быть до троллейбусного кольца по парку пройти? Как же нам быть: ты хочешь по дороге идти, а я по тропинке. Давай, что-нибудь придумаем!
В: — Давай!
Я: — Например, нам можно пойти домой разными дорогами, ты по своей, я по своей.
В: — Не-е-ет!
Я: — Не согласен… И третьей дороги нет в сторону дома.
Дальше я не помню точно, кто из нас предложил вариант, с которым мы оба согласились: сначала немного идти по асфальтированной дороге, а потом переходим на тропинку и догоняем своих попутчиков.
По дороге мы прошли не больше 5-7 метров. После этого Валя предложил перейти на тропинку и мы весело побежали дальше. На душе у меня было легко и радостно. Как мало ребенку надо: просто, чтобы с ним считались. Упрямства как ни бывало. Ведь не стал он настаивать на своей дороге. Но было важно найти НАШ ПУТЬ. В стремлении к этому может быть и состоял Валечкин путь.

Что помогло Вале уступить?

Перед сном обычно в нашей семье папа или мама читают детям вслух. Каждый из троих детей приносит свою книжку. В тот вечер Владик выбрал сказку “Гуси-лебеди”. Я начала читать. Через полстраницы Валя говорит: — Не хочу, чтобы ты эту сказку читала. Она страшная. Не могу слышать эту сказку.

Владик: — А я хочу, все там дальше нормально будет.
Я:- Сказка хорошо кончится.
Валя: — Все равно не хочу.
Я: — Может быть, тогда ты на топчане в сторонке посидишь, свою книжку посмотришь?
Валя: — Мне все равно будет слышно.
Я: Валь, ты не любишь сказки, в которых что-то страшное бывает, ты переживать начинаешь. Ты любишь веселые рассказы.
Валя: — Да!
Я: — А Владику нравятся разные книжки и страшные тоже. И сейчас он хочет, чтобы мы почитали эту сказку. Как же быть?
Небольшая пауза. Потом Валя спрашивает: — А ты не долго будешь читать?
Я: — Нет, всего 3 странички, уже поздно. Ты согласен?
Валя: — ДА!

Давно заметила, как чутко Валя реагирует на то, считаются с ним или нет. Он легко уступает, если чувствует, что его мнение важно в выборе решения. И горько плачет, если видит, что его хотят заставить сделать что-то, пусть даже то, что ему сделать несложно.


Клара Гальетова, 1999-2003

Сайт размещается на хостинге Спринтхост