Диалоги со Славной

3 октября 2007
Славна: У меня есть предположение, но я не знаю, как ты к нему отнесешься.
Я: Ты боишься, что я скажу – «неверно».
Славна: Нет.
Я: А, ты боишься, что у меня возникнет раздражение в случае, если твое предположение окажется неверным. Тебя не ошибка беспокоит, а мое состояние.
Славна: Да.

20 октября 2007
Славушка делится впечатлениями за полнедели. Какие произошли изменения после того, как я передала ей ответственность за ее учение.
Славна: Я утром просыпаюсь, встаю не сразу, вспоминаю, какие у меня сегодня уроки и что нужно сделать по каждому предмету. Потом смотрю, для чего ты мне нужна, а для чего не нужна. Но бывает и такое: ты мне не нужна для помощи, но я с тобой все равно делюсь, потому что мне это важно.Я: То есть, я бываю нужна тебе не только для помощи, но и для того, чтобы поделиться тем, что ты сделала…
Славна: Какие мне мысли пришли…
Я: Чувства…Что порадовало…
Славна: Вот, например, сегодня я нашла в одном разделе всего 6 видов примеров. И нашла удобные способы решения. Если я уже умею какие-то (виды) быстро решать, я их просто отражаю на бумаге.
Я: Ты это все письменно сделала?
Славна: Да. Я бы не запомнила это все.
Я: Тебе это понравилось.
Славна: Да. Потом что еще новенького? Я попробовала отвечать на вопросы по русскому. И знаешь что – тут как раз ты мне и нужна. Просто понимать и слушать.
Я: Самой себе это не интересно говорить. Нужен какой-то человек, который бы просто слушал тебя.
Славна: Да.
Я: Не исправлял…
Славна: Потому что я сама могу сверять свой ответ с тем, что написано в справочнике, проверять себя.
Я довольна результатами этой недели. Меня радует то, что я чувствую какое-то продвижение, чувствую сдвиг.
Я: По содержанию да? Что ты двигаешься по предметам. И вместе с тем нет трудностей, которые у нас были. Я так уставала от них морально.
Славна: А я и физически. У нас почти каждый день что-то было такое. А к концу первой четверти уже лучше. Я чувствую такое облегчение. Я чувствую, что получаю сейчас большее удовлетворение, чем в начале.
Я: Когда мы начинали.
Славна: Я помню, как в прошлом году я просто ликовала, когда были выходные, а сейчас…Знаешь что, я действительно воспринимаю выходные как возможность отдохнуть. Если бы их не было, то, конечно, было бы трудно каждый день до каникул заниматься. Это хорошо, что выходные есть. Но я всю неделю не жду, пока они наступят. Знаешь почему? Потому что я увлечена.
Я: Занятиями.
Славна: Да. У меня нет времени думать про каникулы… Раньше я спешила закончить, смотрела на часы, мысленно переводила их вперед. В самом начале этого года и весь прошлый год. Даже удивляюсь как я могла так жить… (смеется).
Я: Смогла целый год….
Славна: А еще ударницей остаться. Самое главное не оценки, а то, что не было удовлетворения. Все время ждала каникул: сначала осенних, потом зимних, потом весенних и летних. О-о-о-о (устало).
Я: Ты сейчас вспомнила, как это тяжело было.
Славна: Да. А теперь знаешь, я не смотрю на часы. Потом вдруг посмотрю, хопа! – 12 часов.
Я: Это даже неожиданно для тебя бывает.
Славна: Да, но меня это даже немножечко огорчает.
Я: Хотелось бы дольше позаниматься.
Славна: Да. И я бы позанималась, но в час мне уже пора собираться на духовой.
Я: Мне это приятно слушать, Славушка. Мне тоже хочется поделиться тем, что я чувствую. После того, как я перестала тебя контролировать, или даже не контролировать, а принуждать себя быть рядом с тобой. Сейчас я понимаю, что я себя принуждала. От этого во мне возникало напряжение. И это напряжение передавалось тебе, и это так мучительно проживалось все. Настолько глупо. Сначала я себя ставлю в ситуацию, в которой у меня возникает напряжение, потом ухожу, чтобы избавиться от этого напряжения… Потом снова к тебе возвращаюсь (смеюсь). После этого оно иногда возникает снова, иногда не возникает… А сейчас ясно увиделось, что не надо быть с тобой. Что это неестественно. У меня есть другие какие-то задачи, я их не решаю.
Славна: Получается, ты все утро проводишь со мной.
Я: Полдня получается. Я еще чувствовала, что когда нахожусь постоянно с тобой, то ты ко мне обращаешься по несущественным вопросам. Раз я рядом вроде как надо со мной в контакт вступить.
Славна: Я заметила, что когда ты ушла, у меня вырисовывалось то, для чего ты мне нужна. Я даже когда трудно, пробую сначала сама. Но если мне чего-то все-таки не хватает..
Я: Хочется посмотреть, как проходят ситуации, в которых ты ко мне обращаешься. Вот наблюдением над этим можно заниматься дальше. Может быть, в эти моменты диктофон включать. Что это за обращение, что тебе нужно, как я себя веду, какое мое поведение тебе нравится и мне приносит удовлетворение, а какое наоборот, да?
Славна: Да. Мам, ты знаешь, а эта четверть так пролетела.
Я: Быстро?
Славна: Нет. Долго летела (смеется). Мы такие трудности преодолевали…
Я: Да.
Славна: Мамочка, а давай перестанем записывать и просто посидим.

23 октября 2007

Диалог 1.
Славна: Мама, а «свой» – это какая часть речи?
Я: Мне хотелось бы сначала услышать твое предположение.
Славна: Это точно не местоимение. (Потом стала подбирать слова, которые можно подставить вместо этого слова) Это – местоимение!

Диалог 2.
Славна: Мама, поздравь меня! Я повторила всю тему про звуки и буквы! Я брала вопросы из содержания справочника и отвечала на них. Если что-то подзабыла или не знала – повторяла. Написала списывание. Сделала все разборы. Короче я занималась русским все это время.
Я: И ты очень довольна результатом.
Славна: Довольна. Завтра я буду проверять тему «Текст».
Я: Мне пришло, что если ты делаешь списывание, диктант и т. д., то не надо упражнения из учебника делать.
Славна: Да, тем более, что я увидела, что все эти упражнения делаю легко! Если я знаю ответы на вопросы — это и понятно.
Я: Ты думаешь, нет необходимости их делать.
Славна: Нет. Просто не только упражнениями нужно заниматься. Я хочу совмещать: немного упражнений сделать и тему повторить.
Потом Славушка стала мне говорить о том, что она поняла сегодня. Видимо раньше это было упущено, сегодня она обнаружила пробел, восполнила и получила от этого удовлетворение.
Затем я поделилась с дочкой тем, что сама сделала за это время. Немного поговорили об этом и снова разошлись.

Диалог 3.
Славна: Не знаю, как записать сумму разрядных слагаемых числа 16.075.
Я: Ты не очень понимаешь, как записать число в виде суммы разрядных слагаемых.
Славна: Но у меня есть такое предположение. (Начала записывать 10.000+6.000…) А вот тут у меня проблема. Я не знаю, как вот это записывать (показывает на сотни).
Я: Т. е. можно написать 000.
Славна: Да, 3 нуля… Нет.
Я: Ты думаешь, что скорее всего нет.
Славна: Раз его нет, значит и не надо.
Я: Сотен нет, зачем их писать.
Славна: А дальше: 70+5. Так что ли?
Я: Я думаю, что это правильно.
Славна: Ура-а-а!
Только я не знаю, зачем нужны здесь скобки. (Она написала: 16.000=(10.000+6.000+70+5).
Я: Я сомневаюсь, что нужны скобки. Или ты видела такое оформление?
Славна: Я не буду скобки писать.

26 октября 2007
Славна: Я запланировала делать упражнения на закрепление. Начала. Но потом почувствовала, что очень хочу повторить величины. Стала повторять. Придумала себе задания на величины, решила их. Получила такое удовлетворение! Поняла, как важно слушать себя.
Славна: Я сегодня так много поняла! Даже не по учебе, а как мне дальше двигать свой театр. Причем я хочу двигать свой театр, чтобы он шел в сторону Центра. Не просто так, а с какой-то целью.
Я: В сторону Центра свободного учения?
Славна: Да. Чтобы другие знали: есть такие люди, которые этим занимаются. Таким образом, рекламируя это (свободное учение).
Пауза.
Славна: Я думаю, что не зря сегодня позанималась по русскому. Я считаю, что учение должно влиять еще и на жизнь. Я считаю, что в учении самое главное — научиться учиться. В школе научиться учиться нельзя. Там я впадаю в какое-то такое состояние, когда ничего не соображаю. Просто делаю то, что мне говорят, и все. И отвечаю, если меня вызывают. Самое главное, что я знаю, что там мои мысли никто не воспримет.
Я: Ты чувствуешь, что дома тебя воспримут.
Славна: Да. И я чувствую, что мои мысли рвутся прям. Я не могу. Тем более, какой смысл в себе их зажимать.
И все-таки, вот такое учение, когда ты можешь развивать свою мысль, это хорошо. Мне приятно.
Я: Ты смысл в этом видишь.
Славна: Да. Еще я вдруг почувствовала такую радость! Представляешь? Просто невыносимую радость. Какое-то счастье прямо. Я прямо купаюсь в свободе (Смеется).
Знаешь, вот что я поняла: когда ты сам решаешь, тогда к тебе приходят мысли.

28 октября 2007
Я выразила желание привлечь Славушку к анализу нашего опыта в качестве сотрудника лаборатории. Славна согласилась.
Я: Нам становится ясно, как строить процесс свободного учения?
Славна: Нет. Опыт у нас есть, но мы его не осознаем – вот в чем дело. Проблема в том, что мы последние недели не осознавали опыт, и теперь сложно сказать какой есть результат. За это время так много произошло.
Я: Может быть сложность вызвана тем еще, что мы не ставили на неделю задачу.
Славна: Надо поставить на следующую неделю задачу.
Я: Раньше мы ставили задачи по содержанию: что пройти по предметам. А какая у нашей лаборатории задача общая и какую подзадачу мы можем решить на этой неделе?
Славна стала думать про задачу на год и ощутила страх перед учением в 5-м классе. Но потом сказала бодро: Вот поэтому и надо ставить задачу, чтобы знать, как заниматься в 5-м классе.
В общем, решили после каждого занятия осознавать свой опыт: что понравилось, что не понравилось. Почему? Ставить задачи на завтра: что изменить, что оставить и т. д.
И в конце недели обобщать то, к чему приходили во время осознания ежедневного опыта. Славушка увидела смысл в этом и сказала, что будет даже сама напоминать о том, что нам нужно проанализировать занятия.

16 ноября 2007

Мы анализируем сегодняшние занятия.

Славна: Во-первых, я рада, что мы дневник завели. Во-вторых, знаешь, когда я занималась, было здорово, что во мне была тихая радость. Она меня не отвлекала, наоборот я была сосредоточена. А сейчас, когда мы дозанимались, у меня вдруг возникла такая громкая радость! (Смеется)
И еще я хочу сказать, что желательно, чтобы утром ты все-таки была дома, хотя бы до 11 часов. Были такие ситуации, когда я хотела к тебе обратиться.
(Я сказала о том, что может быть для того, чтобы легче было анализировать нужно цели ставить).
Славна: Да. Вот сейчас мне нечего говорить, потому что мы цели не ставили. А если есть цель, то тогда можно смотреть – цель осуществилась, получилось ее достичь или нет.
Я: Что мешало, что помогало.
Славна: Да. Или может в какой-то мере выполнили эту цель. Важно цель ставить, чтобы было, ЧТО анализировать.
Я: Думаю, что нужно решить, когда это делать.
Славна: Лучше сделать это конечно в субботу, чтобы не откладывать на воскресенье. Слушай, а мы заодно в субботу можем и на неделю запланировать, и на понедельник.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост