Отклик на Отчет о реализации проекта «Группа свободной игры» (г.Чебоксары)

Орлов Александр Борисович – доктор психологических наук,
профессор кафедры психологии личности
НИУ «Высшая школа экономики»,
президент Российского Общества человекоцентрированного подхода,
клиентоцентрированный психотерапевт.

Предлагаемый вниманию читателя Отчет о реализации проекта  «Группа свободной игры» (г.Чебоксары) представляет собой весьма дифференцированную и подробную разработку очень интересной идеи профессиональной психологической помощи, оказываемой детям-дошкольникам и их родителям, профессиональными психологами-фасилитаторами, имеющими специальную подготовку в области человекоцентрированного подхода в сфере образования.

Данная идея, образующая основание реализации проекта «Группа свободной игры», позволяет обеспечить психологическое (личностное) развитие детей-дошкольников вне системы традиционного дошкольного образования.

Отчет представляет собой детальное описание всех составляющих проекта: его общих результатов, специфики работы психологов-фасилитаторов, этапы жизни «Группы свободной игры» в течение года, распорядка дня группы, количества детей в группе, возраста и гендерного состава группы, материалов для свободной игры, работы психологов-фасилитаторов с родителями.

Оценивая работу «Группы свободной игры» в целом, следует подчеркнуть, что она представляет собой образец очень гуманной (по своей направленности), современной (по своему методическому наполнению), эффективной (по своим результатам) и перспективной (по своему потенциалу) социально-педагогической инициативы. Особая ценность отчета для педагогической практики состоит в практическом внедрении принципов и методов человекоцентрированного подхода в сфере дошкольного образования, а также в очевидном и существенном вкладе авторов отчета в развитие, как самих детей-дошкольников, так и детско-родительских отношений.

Наряду с общей, безусловно положительной оценкой работы «Группы свободной игры», выскажу несколько частных пожеланий:

во-первых, в полном соответствии с буквой и духом человекоцентрированного подхода следует в большей степени доверять родителям, предоставлять им исчерпывающую информацию о целях и возможных результатах работы группы, чтобы они могли более осознанно делать свой выбор относительно желательности/нежелательности посещения их детьми группы;

во-вторых, авторы Отчета реализуют в своей работе человекоцентрированный подход, прежде всего, применительно к детям-дошкольникам. При этом их родители, очевидным образом (если не непосредственно, то косвенно) включенные в сферу работы группы, оказываются в определенном смысле вне сферы активной психологической фасилитации позитивных личностных изменений; в данном смысле следует, по-видимому, существенно расширить активные формы работы психологов-фасилитаторов в отношении родителей детей-дошкольников;

в-третьих, поскольку основной формат психологической работы, представленный в Отчете, — это фасилитация общения детей-дошкольников в игровых ситуациях, следует рассмотреть возможность дополнения и расширения этого формата, как группой свободного общения родителей, так и группой свободного детско-родительского общения с участием психологов-фасилитаторов. Такое расширение форм психологической работы в рамках проекта может быть со временем еще более расширено за счет подключения различных — индивидуальных, парных, групповых — форм консультативного и психотерапевтического сопровождения.

в-четвертых, необходимо сделать работу группы более открытой за счет использования современных компьютерных технологий, чтобы родители детей, посещающих группу свободной игры, в любой момент могли наблюдать происходящее в группе, видеть на конкретных примерах реализацию принципов человекоцентрированного подхода в общении с детьми-дошкольниками;

и, наконец, в-пятых, необходимо расширить ресурсы, предлагаемые родителям, списком релевантной психолого-педагогической литературы по человекоцентрированному подходу.

Высказанные нами пожелания нисколько не снижают ценность результатов Отчета, а сами результаты должны быть в той или иной форме опубликованы, тиражированы и доведены как до специалистов (психологов, педагогов, социальных работников, сотрудников благотворительных организаций), так и до всех заинтересованных потенциальных клиентов (родителей детей-дошкольников).

август 2016 года
г. Москва

Сайт размещается на хостинге Спринтхост