Организация лагерей самопознания, взаимопонимания и самоорганизации

begSqXm8o2w

frfx7r7zRs4 j6sHqKyRHcEЦентр с 2013 года организует и проводит лагеря свободного образования и развития. Лагерь — это пространство, где участники стремятся принимать, понимать и искренне выражать себя. Здесь организаторами создается ВОЗМОЖНОСТЬ для каждого делиться тем, чем хочется и учиться тому, чему хочется в режиме свободного образования.

Каждый участник отвечает за то, в какой степени он воспользуется этой возможностью, что и сколько возьмет из проживания. Поэтому очень важно, чтобы приезжали люди, для которых такой лагерь — ценность.

Группа ВКонтакте Лагерь Свободного Образования (лето-2016)

Группа ВКонтакте Лагерь Свободного Образования (зима-2016)

Группа ВКонтакте Лагерь Свободного Образования (лето-2015)

Группа ВКонтакте Лагерь Свободного образования (зима-2015)

Группа ВКонтакте Летний лагерь 2014

О Летнем человеко-центрированном лагере 2013. Рассказ Клары Гальетовой (инициатора и одного из организаторов Лагеря).

Summer Person-centered Camp 2013 (англ.)

Группа ВКонтакте Летний лагерь 2013



Отзывы


Лагерь зима 2016 г.


«Думаю лагерь — это очень концентрированная жизнь. То что обычно у меня занимает несколько дней здесь происходит в течении пары часов. И взлёты и падения и заблуждения и разочарования и примирение с тем что есть — происходят быстро. И озарения. И понимание. Лагерь — это маленькая, но очень насыщенная жизнь(повторяюсь;). Я поняла — это я не готова к большей глубине и к большей общности. Всё было ровно настолько насколько я могу сейчас действительно принять, прожить полноценно».


«Лагерь постоянно обращает меня к себе с вопросом «и что дальше?», «что я хочу сейчас?».
Лагерь ставит меня перед данностью, что если я чего-то хочу, мне нужно что-то для это делать.
Лагерь позволяет мне пребывать более полно и концентрированно в моменте здесь-и-сейчас, в моменте, в котором в любой мгновение может всё измениться, могут развеяться все мои ожидания, иллюзии, «правильные» конструкции и подготовленные соломки.
Остается только беспощадное «здесь и сейчас»
и я, каждый раз заново собирающий себя по кусочкам,
я, пробующий понять, что произошло и где я оказался на этот раз,
я, пробующий понять других и принять жизнь такой какая она есть.
Это трудно, но, похоже, именно это имеет для меня смысл.»


«Лагерь ценен для меня тем, что в нем я больше являюсь самим собой. И напротив, становлюсь не собой. То есть мне интересно наблюдать за более выраженными изменениями самого себя под влиянием другой атмосферы. Лагерь ненавязчиво призывает меня более активно реализовывать себя во внешнем мире, при этом слушая себя, свои желания и потребности. В лагере я имею возможность изменяться более быстро, чем в реальном мире, наблюдая за обратной связью внешнего. Мне интересна любая моя адаптация в этом пространстве и осознание себя в круговороте чужих потребностей, интересов и действий. В лагере я встречаю людей, с которыми имею возможность взаимодействовать не так, как в обычной жизни, получить новый опыт такого взаимодействия; опять-таки, более полно узнать себя».


«Я, пожалуй, ничего не скажу. Только мне важно пояснить, что это не значит «ничего нет», это значит «слишком много есть».


«Все жду вдохновения, чтобы написать о лагере в целом и подробно. Но чувствую, что время идет и на впечатления от лагеря накладываются новые. Решила начать писать, а потом дописывать по мере вспоминания новых моментов. 

Традиционное для меня) — лагерь СОСТОЯЛСЯ снова,и это здорово!
Основной вывод.
Мы вcё пытаемся улучшить его, учитывая опыт прошлых лагерей. И получается, что делаем его все более определенным. В этом лагере благодаря бОльшей заданности, чем раньше и реакции на нее половины участников, стало понятно: в КАЖДОМ лагере важно проживать уникальную жизнь, с ее трудностями самоопределения вначале, совместным решением этих трудностей. Что-то решать заранее надо по минимуму: может место проведения и финансовые вопросы (надо еще подумать — что входит в этот минимум). А дальше жить с чистого листа с теми, кто приехал именно в этот лагерь.
Я увидела, насколько свободолюбива наша молодежь, как искренне ребята могут выражать себя, как обсуждают возникающие вопросы и предлагают решения. Это вызывает во мне чувство гордости и уверенности.
По детям.
Мне очень понравилось то, что каждый день по 3 часа один или двое взрослых участников лагеря вызывались прожить время с детьми. Это дало детям богатый опыт общения с РАЗНЫМИ взрослыми, возможность ближе познакомиться с ними. И взрослые познакомились ближе с детьми лагеря и проявили себя, получив также ценный опыт, как мне кажется.
Что бы я изменила в будущем.
1.Мне кажется нужен разговор с детьми в 1-ый день: что бы они хотели в лагере, как мы можем это воплотить, что для этого нужно, кто нужен (в этот раз его не было).
2.В конце КАЖДОГО дня (где-то в 21.30) нужна свечка, на которой мы обсуждаем прожитый день, делимся впечатлениями. В этот раз это было почти каждый день. И по опыту прошлых лагерей чувствуется, что детям это что-то дает, они собираются, затихают, делятся. И им легче, кажется, после свечки идти читать и спать. Кстати, вспомнила, что раньше после свечки кто-нибудь из взрослых читал детям. Это было здорово и хорошо бы возобновить эту традицию.
Перед самым отъездом был круг, в котором о лагере говорили взрослые. Из детей там была только Маша Степанова (7 лет). Меня порадовало то, как уверенно, спокойно она говорила о своих впечатлениях!»


Летний человеко-центрированный лагерь 2015 г.


«Мы пробыли в лагере 4 дня, но мне этого оказалось достаточно, я даже рада, что так получилось. В эти дни поместилось огромное количество впечатлений, новых знаний и знакомств. Приехав в город, хотелось окуклиться и переварить все прожитое, многое хотелось обдумывать снова и снова. Наверное, переболела как раз, чтобы организовать себе возможность сделать перепросмотр.

Все взаимодействия, которые у меня получились с людьми, оказались очень полезными для меня и знаковыми в некоторых моих жизненных ситуациях. Я чувствую большую благодарность всем участникам, и особенную благодарность за тренинг Алле, у меня появился как будто еще один уровень видения некоторых моих внутренних процессов.
По организации. Как я поняла, происходит поиск наиболее приемлемых форм организации быта, я увидела, что те формы, которые я могу предложить, не совсем подходят для данной среды и старалась наблюдать, как можно еще, по-другому. Честно говоря, мне было удивительно, что многое происходило как бы само-собой, но потом я понимала, что за этим само-собой стоят определенные потребности людей реализовать те или иные свои качества, это было интересно.
Еще очень хочется поблагодарить хозяев за такое чудесное пространство, это как раз то, что мне было нужно — немного пожить в деревне на природе, но при этом в достаточном уровне бытового комфорта =)) Мне на природе проще трудиться и размышлять, видимо она как-то правильно структурирует мое сознание и придает сил».


«полезно,»


«Это был мой первый лагерь!!! Я не знала чего от него ожидать, но знала, что произойдет что-то самое хорошее. ТАК И ПРОИЗОШЛО. Сначала я не понимала, как себя вести, потому что понятие человекоцентрированный подход появилось в моей жизни недавно. Я увидела, как люди вокруг искренни с собой и с окружающими. Я открыла для себя много нового в беседах с этими людьми. Огромное спасибо за организацию этого пространства и за то, что в этом пространстве была Алла. Для меня она была источником любви. А в один момент Клара была как мама, когда я была в отчаянии. Я была всего три дня, но зато каких!!!!»


«Моё пожелание по прошедшему лагерю.
Передо мной обозначилась задача найти своё место в этом лагере. Не уверен что мне в полной мере это удалось сделать. Были роли которые мне были знакомы. К примеру, человек который организует танцы, или аутентичное движение, но в этот раз они не были для меня в полной мере привлекательны. Хотелось чего-то иного, чего я не в полной мере смог сформулировать. Были мои пробы себя в чём-то новом и кое что мне понравилось, но мутноватость осталась.
Посему моё предложение таково: хорошо бы, чтобы в лагере был человек который бы способствовал скажем так «ориентации» участников в этом пространстве. Чтобы он мог подсказать в чём и когда можно участвовать, или мог прояснить, помочь участникам что и в какой форме они могли бы предложить лагерю, помочь найти им своё место в этом пространстве».


«Я искренне благодарю Клару и единомышленников за возможность быть с вами в лагере. Человек в центре фокуса внимания. Это в наше время редкость. Мы часто предпочитаем процессы, статистику, методы, принципы, знания и т.д. и ими же оправдываем или объясняем свой способ бытия. Я регулярно участвую в международных форумах человеко-центрированного подхода. Там собираются взрослые эксперты. Проект Клары Гальетовой уникален, не только в России. Уникальность в том, что люди разных возрастов, разных профессий, разных интересов встречаются и живут 10 дней вместе, решая все многообразие возникающих задач.Я вижу стратегический потенциал данного проекта для ответственных граждан нашего общества. Рассматриваю несколько вариантов собственного участия, включая репликацию на Урале.»


«Этот лагерь для меня был самым свободным и в нём было больше САМОорганизации, чем организации — было очень по-настоящему всё и поэтому и я настоящая проявлялась и по ходу узнавала что мне настоящей реально можно сделать. Благодаря этому я стала гораздо более хозяйкой своей жизни. Во многом благодаря тому что в лагере была Алла. Рада что проводила хороводы-игры и что была такая возможность. Огромная благодарность ко всем участникам.»


Зимний человеко-центрированный лагерь 2015 г.

«В начале лагеря у меня были сложности — у меня было ощущение что у всех куча дел, а до меня ни у кого нет дела, при этом я понимала — что пока я в комнате — мало шансов, что это изменится, но сил выйти из комнаты не было, из-за всё того же ощущения-всем не до меня. Замкнутый круг, который разорвала Оля Кижаева — просто зашла ко мне и поговорила со мной и у меня всё стало налаживаться. Потом день ото дня, час от часу я чувствовала как у меня растёт доверие к себе и принятие себя — и для меня это очень важно и нужно сейчас. Я как будто расцветала и крылья как-будто раскрывались за спиной. Мне бы хотелось выступить на концерте в следующем лагере и послушать или посмотреть выступления других взрослых, поучаствовать в дискотеке. Попробую сделать что-нибудь — чтобы она прошла пораньше — мне кажется дети тоже с удовольствием поучаствовали. Ещё мне нравится что я увидела что-то ценное в других людях — то чего не улавливала раньше. Хочется ещё в лагерь. Мне хочется так жить всегда — но не получается пока».

Мои впечатления о лагере.
- ЧЦП практики
Мне понравились ЧЦП практики. Мне показалось, что они более предметно знакомят людей с подходом. Они могут непосредственно наблюдать процесс слушания, или сами слушать, или испытать опыт, когда их слушают. Понять, что им помогает понимать или что мешает. При этом происходит более личностное общение между участниками, что создаёт тёплую атмосферу, люди становятся друг к другу ближе и понятнее.
- Детская комната
Я не запланировано оказался в детской комнате. Интересно было наблюдать как происходит общение у детей. Видно, с каким интересом они включаются в игру и как внезапно у них может ослабнуть внимание, и они уже меняют занятие.
Появились вопросы, как действовать когда между ними возникают конфликты. Нужно ли вмешиваться и решать что-то за них или же дать возможность им самим найти решение.
Было интересно замечать, как по-разному они себя проявляют. Один может достаточно долго заниматься одним делом, усердно и тщательно. Другой, пробует там и здесь всего помаленьку. Кто-то в игре назначает роли куклам и разыгрывает диалог и похоже проживает что-то значимое для себя.
- Рисование
На меня процесс оказал достаточно сильное впечатление. Узнал о себе что-то новое и когда происходил обмен в паре, прояснились еще детали, которые сразу не заметил.
Странное ощущение, когда перед тобой чистый лист бумаги и готовишься рисовать. И вроде вначале вообще не понятно, что это будет и от чего оттолкнуться, а потом что-то проявляется как из тумана, постепенно возникают контуры и очертания. Мне понравилось, хочу ещё пробовать.
- Теория. Как говорить о подходе?
Очередной раз столкнулся с трудностью как говорить о подходе. Как пробовать доносить его идеи. Как делать это доходчиво и понятно, какие использовать способы донесения информации. Мне кажется в этом нужно продолжать двигаться и развиваться.
Одним из вариантов мне показалось реагировать на конкретные вопросы от участника. Точно и по делу. Коротко и конкретно отвечать на эти вопросы.
- Организационные вопросы жизни в лагере
Остались отрытыми вопросы опозданий в столовую, на оргсборы и мероприятия, а также с различным временем отбоя участников. Как улаживать эти вопросы, чтобы это не было в административно-командном стиле и вместе с тем чтобы пожелания как-то учитывались. Мне кажется, здесь есть что прояснять и гармонизировать.)
- Программированию в формате свободного образования
Столкнулся с тем, что в группе оказались люди разного уровня подготовки и с разными запросами. Совместно решили, что группа разделится на две подгруппы, начинающих и продвинутых. В одной группе более опытные ребята обучали совсем начинающих. В более продвинутой группе участвовал ребята студенты, которые уже программируют.Я считаю важно, что группа сама приняла решение. Мне кажется, в этом случае ребята чувствуют, что они могут влиять на происходящее, что их голос имеет значение, что к ним прислушиваются.
Мой настрой в работе с учеником в том, что я не задаю направлении ученику. Он сам пробует определить задачу, которая для него интересно, сам пробует выбрать способы решения.
При этом я вижу, что его вариант не самый оптимальный, на мой взгляд. Сказывается мой определенный опыт в этой области. Но я не навязываю ему своё видение. Мне кажется важно, чтобы она сам приходил к пониманию своих ошибок, шёл свой путь в исследовании. По моим наблюдениям за учениками у них намного более живой интерес к предмету в этом случае.При этом я оставляю за собой возможность, предложить свой вариант и как-то его обосновать, но именно как вариант, который может быть принят учеником или нет.
Побочным положительным эффектом при этом я вижу, что порой предложения ученика необычны, и в определенной степени расширяют моё видение текущей ситуации, проявляется что у задачи есть несколько решений. Это позволяют не застывать в своём представлении, развиваться самому.Я вижу, что мне нужно быть достаточно включенным, нужно суметь понять ход мысли ученика, понять, почему он принимает такое решение. Поэтому возникают вопросы разделения внимания между учениками. Работая с одним, не получается качественно уделить внимание остальным.
В конце одного из занятий я поделился этим с участниками, и они сами предложили несколько вариантов того, как можно было бы более эффективно использовать мой ресурс как преподавателя. Это было приятно. При этом возникает ощущение, что возникающие трудности не является исключительно моими трудностями, что я могу открываться в своих сложностях группе и совместно решать как поступить в дальнейшем.

Летний человеко-центрированный лагерь 2013 г.

«…Мне кажется, я никогда не была настолько близка к себе самой, как в лагере. Это благодаря свободе, в которой мы там жили, тому, что я могла выбирать куда, когда пойти или не пойти. Я стала прислушиваться к себе, яснее осознавать свои чувства, пожелания. Я поняла, что хочу так жить всегда. С собой и с близкими людьми. Близкими не по интересам, не по мировоззрению, не по вере. Близкими, потому что они тоже хотят жить в такой атмосфере, в атмосфере понимания, принятия, искренности».

«…Удивительно, что за такой короткий промежуток времени я почувствовал теплоту и доверие к людям, со многими из которых, я встретился впервые в лагере. Для меня было очень ценно оказаться в этой среде.»

«…Я знала, что здесь будет такая близость и много открытий. Так оно и получилось. Проживание здесь так глубоко затронуло меня…»

«…Мои дети увидели людей, которым близко то, чем я занимаюсь, почувствовали вкус жизни в человеко-центрированном сообществе, и им захотелось жить так всегда.»

«…Здесь мне удалось быть собой в большей степени, чем в обычной жизни. Я чувствую, что за эти дни я стала другой, произошло что-то важное.»

«…Интересен опыт самоорганизации, я видел ее реальные плоды. Это очень интересная форма организации лагеря, она потенциально очень богатая.»

«…Просто наблюдая за тем, как люди выражают себя, я увидела, что в своей жизни часто не являюсь собой. Для меня это было откровение.»

«…До приезда в лагерь я не была знакома с этим видом общения, когда слушаешь и выражаешь себя, выражаешь понимание другим людям. Но живя здесь, я стала замечать, что неосознанно вношу это в свою жизнь (например, разговаривая по телефону со своими близкими). Меня это удивило.»

«…Здесь я впервые получил опыт свободного преподавания танцев, и у меня появились какие-то точки отсчета для дальнейшего развития в этом.»

«…Мне понравилось это ощущение семьи, возникшее под конец лагеря. Приятное чувство. Мне здесь понравилось, я бы с радостью еще сюда приехала.»

«…Важная вещь, это личный опыт собственного развития, роста. Я даже не предполагал, что какие-то важные вопросы для меня здесь будут затронуты. Это была приятная неожиданность.»

«…Был очень интересный опыт моего доверия процессу. Принятие процесса таким, какой он есть, позволил быть мне спокойным. Я просто приходил в эту пустую комнату, занимался своими делами и не тревожился, был абсолютно спокойным, и люди приходили. Без моей тревоги, без моего мандража, без действий. Я ни за кем не бегал, не созывал. Это было здорово. Ценный опыт.»

«…Мне понравилась атмосфера, которая была в лагере. Было очень легко взаимодействовать с людьми, в том числе с теми, кого я видела впервые.»

«…Я стал лучше понимать чувства тех, кто мне близок и у меня была возможность делать то, чего я в обычной жизни лишен — заботиться, помогать.»

«…Мне представляется образ шкатулки, наполненной драгоценными камнями. Шкатулка — это я, а драгоценные камни — это кусочки чего-то очень важного и ценного, того, что я получила в лагере.»

«…На определенном этапе проживания в лагере у меня появилось чувства единства с участниками лагеря. Было что-то объединяющее и искреннее в наших встречах. Не могу вспомнить, где бы ощущал подобное.»

«…Самое важное для меня было то, что я УВИДЕЛА как в атмосфере свободы, принятия, понимания, подлинности люди учатся тому, что реально ИМЕННО ИМ нужно в жизни. Продолжаю убеждаться в силе свободного человеко-центрированного образования. Оно позволяет человеку внутренне расти, влияет на его поведение и самоощущение.»

«…Я увидел, что у участников лагеря есть свои сомнения, страхи, они тоже пробуют, идут на риск, что они тоже ищут ответы, примерно, на те же вопросы, что и я. Люди становились для меня ближе, понятнее, я начинал замечать, что они все, по своему, красивы.»

«…Меня удивило то, что лагерь оказался для меня таким плодотворным, потому что я ехала без всяких ожиданий. Теперь у меня есть образ того, как может существовать человеко-центрированное сообщество!»

Сайт размещается на хостинге Спринтхост