Формат свободного развития — это способ обучения, передачи знаний и навыков, имеющий следующие отличительные особенности от традиционного способа обучения:
Больше свобод, чем в традиционном варианте. В данном формате ученик имеет больше свобод, чем в традиционном варианте. Наличие этих свобод сохраняет и развивает естественный интерес ученика к предмету, мотивирует к самообразованию, делает его работу более творческой, развивает личную ответственность за обучение.
Ответственность ученика в учебном процессе.
Ученик в этом формате является не просто пассивным потребителем знаний, он прилагает определенные усилия, чтобы их получить. Ему приходится идти не по проторенной кем-то дорожке, по чьему-то плану, а формулировать его самому, самому принимать решение чем же он будет сегодня заниматься, проявлять личную инициативу, все более осознавать меру своей ответственности в учебном процессе. В получении этих знаний он проходит свой уникальный путь, который учитывает его индивидуальные особенности. Он получает особый навык доверия себе, своему опыту, своим предпочтениям.
Обращение ученика к своим потребностям
Этот формат более обращает ученика к себе, учит прислушиваться к своему текущему состоянию, учит понимать свои потребности, учит различать, что его наиболее в данный момент привлекает.
Другая система оценок. Самоанализ. Обратная связь преподавателя.
В этом формате нет традиционных бальных оценок, есть самоанализ, самооценка ученика и обратная связь преподавателя.
Ученик при данном формате учится анализировать свою работу, сам определяет что его удовлетворяет, а что нет, что ему помогало в работе, а что мешало. Ученик получает важный опыт самоанализа и осознания проделанной работы. Он оказывается в ситуации, когда не кто-то внешний оценивает его работу, а он сам выступает в этой роли. Тем самым он потенциально может выявлять свои сильные стороны, то что ему нравиться в себе, а также проблемные места, места где нужно что-то пересматривать, и что-то пробовать по-другому.
Преподаватель даёт обратную связь в виде рекомендаций, замечаний, впечатлений о работе ученика.
Он не ставит безликую оценку, а стремиться объяснить с чем связанны его замечания, стремиться в подаче обратной связи к диалогу, к учету точки зрения ученика. Он старается не навязывать своё мнение, а настроен понять, готов ли ученик принять его замечание и рекомендации, насколько они им слышатся.
Литература: